13 Июня 2024
Главный редактор: А.А. Макарцев
Редакционная коллегия: Главный редактор: А.А. Макарцев - канд. юрид. наук, доцент, декан факультета государственного сектора Состав редколлегии: Анофриков С.П. - канд. экон. наук, доцент; Ильиных С.А. - д-р соц. наук, профессор; Лучина Н.А. - канд. экон. наук, доцент; Мельников В.В. - д-р экон. наук, доцент; Нюренбергер Л.Б. - д-р экон. наук, профессор; Пестунов А.И. - канд. физ.-мат. наук, доцент; Терещенко С.Н. - канд. техн. наук, доцент; Шадрина Л.Ю. - канд. соц. наук, доцент; Шерстобоев О.Н. - канд. юр. наук, доцент.
Статьи номера
Институциональная база функционирования образовательного кластера в сфере туризма и гостеприимства
Аннотация:
Данная статья посвящена изучению кластерного подхода в построении системы подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства. В статье рассмотрена сущность образовательного кластера, как формы организации сквозной системы подготовки кадров. Достоинством статьи является разработка этапов по выстраиванию системы непрерывного образования в сфере сервиса и туризма, основанного на кластерном подходе. Автором представлена структура образовательного кластера по подготовке кадров в области туризма и гостеприимства (с учетом принципа непрерывного образования)
Ключевые слова: туризм, образовательный кластер, подготовка кадров
Страницы в номере: 4-8
Инструменты развития внутреннего туристского рынка в условиях конкуренции
Аннотация:
В статье обосновывается авторская позиция относительно формирования конкурентоспособности применительно к сфере услуг туризма. Данное понятие рассматривается как способность территории удерживать лидирующие позиции в течении длительного периода, эффективно управляя собственными туристскими ресурсами. Одним из инструментов формирования конкурентных преимуществ объектов туристского рынка является брендинг, основная цель которого повышение узнаваемости, а в случае с территорией – популяризация идеи туризма, способ закрепления туристского статуса территории в сознании потребителей. Кроме того, брендинг рассматривается как значимый инструмент для местных органов власти и управления, для контроля над освоением и реализацией ресурсного потенциала, одним из способов получения и распределения квалифицированных кадров и формирования регионального бюджета. Посредством разработки бренда можно выделять сильные и слабые стороны конкретного региона, формировать и закреплять определённый образ у туристов и местного населения, оказывать влияние на объёмы и направления движения туристских потоков, а также инвестиций в сферу туризма
Ключевые слова: внутренний туризм, рынок туристских улсуг, конкуренция, конкурентоспособность, туристский бренд, брендинг
Страницы в номере: 9-13
Реализация публичного интереса в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования (на материалах судебной практики)
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы соотношения публичного и частного интереса в сфере градостроительного зонирования и территориального планирования. Автором анализируются подходы судебных органов при рассмотрении споров по данной категории дел. Делаются выводы о необходимости оценки судебными инстанциями не только процедуры принятия, но и целесообразности решений органов публичной власти в сфере градостроительства с точки зрения обеспечения баланса частного и публичного интереса
Ключевые слова: публичный интерес, градостроительное зонирование, территориальное планирование, генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки муниципального образования
Страницы в номере: 14-18
Создание условий для формирования образа «я» посредством рефлексивного тренинга
Аннотация:
В современной психологической науке исследователи нередко обращаются к понятию образа «Я», активно исследуя вопросы внутренних, глубинных процессов и структур личности. На становление устойчивого и независимого Я-образа, как с точки зрения самоанализа, так и относительно взаимодействия с другими людьми оказывает влияние рефлексия, в частности, в групповом психологическом тренинге. Целью данного исследования было создание условий для формирования образа «Я» посредством активизации рефлексии в психологическом тренинге. При помощи формирующего эксперимента, организованного в рамках исследовательской тренинговой группы «Проект Я» на базе «Лаборатории психологических практикумов» НГУЭУ было установлено, что групповой формат работы позволяет активизировать рефлексивные процессы личности и, тем самым, способствовать формированию устойчивой и индивидуально значимой системы целей, ценностей и представлений, то есть образа «Я». В дальнейшем, результаты данного исследования могут быть использованы при организации, развивающей или коррекционной группой работы со студентами на базе университета
Ключевые слова: образ «Я», личностная идентичность, рефлексия, тренинговая работа, рефлексивный тренинг
Страницы в номере: 19-24
Педагогический инструментарий для интенсификации подготовки будущих учителей: реверсивное обучение и активные методы работы со студентами
Аннотация:
Статья представляет основные аналитические результаты теоретического осмысления происходящих изменений в системе среднего профессионального образования, связанных с внедрением Федерального проекта «Профессионалитет». Авторами предложено возможное решение проблемы интенсификации подготовки будущих учителей, в аспекте формирования теоретической и практической готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Представленные в статье материалы отражают результаты экспериментально-исследовательской работы авторов по выявлению возникающих затруднений (организационные, структурные, методические) подготовки и проведения учебных занятий на основе практического использования реверсивного обучения. Особое внимание уделено поиску и отбору организационных форм активизации конструктивного взаимодействия преподавателя с обучающимися по учебной дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В статье детально охарактеризованы основные аспекты проведенного сравнения традиционной и реверсивной моделей обучения. Обоснован организационно-педагогический потенциал использования реверсивного обучения как инновационной образовательной технологии, позволяющей прийти к балансу актуальных требований и надлежащих (необходимых и достаточных) условий осуществления профессиональной подготовки будущих учителей в современной образовательной практике. Приведен анализ научно-педагогической литературы и практических исследований по рассматриваемому вопросу. Особо подчеркивается положительная динамика процесса и результатов изучения и преподавания иностранного языка за счет применения реверсивного обучения: развитие личностных качеств будущих учителей, их метапредметных навыков, коммуникативных умений и опыта педагогического взаимодействия, повышение уровня академической успеваемости обучающихся и положительной мотивации к освоению учебной дисциплины
Ключевые слова: федеральный проект «Профессионалитет», интенсификация, подготовка будущих учителей, реверсивное обучение, активные методы конструктивного взаимодействия
Страницы в номере: 25-33
Аксиологическое и гносеологическое в произведениях виктора конецкого. феномен лирического героя-рассказчика в безвременье 1970 – 1980-х
Аннотация:
В статье петербургского прозаика и кинодраматурга Дмитрия Каралиса методом сравнительного анализа рассматривается ценностные ориентиры, моральные ценности и их истоки, содержащиеся в произведениях прозаика Виктора Конецкого (1929 – 2002). Особое внимание уделяется происхождению аксиологических и гносеологических составляющих прозы писателя-мариниста, прошедшего нелегкий путь от блокадного подростка, вывезенного из Ленинграда по льду Ладожского озера в апреле 1942 года, до капитана дальнего плавания и честного искреннего писателя, ставшего одним из символов литературного Ленинграда – Санкт-Петербурга. Результаты исследования убедительно свидетельствуют о высокой степени корреляции между морально-нравственными испытаниями, выпадавшими на долю лирического героя (будущего писателя, работавшего в жанре художественно-документальной прозы и писавшего в большинстве случает от первого лица) и степенью нравственности его произведений. В статье поднимается вопросы о традиции русской литературы исследовать душу человека в материальном мире, о сознательной установке на материальную независимость писателя от власти и общества. Исследуется аксиологическая взаимосвязь нравственных установок классика русской литературы Л. Н. Толстого по «заразительности» искусства, данных им в знаменитой статье «Что такое искусство?» и современных моральных принципов в прозе от первого лица. Автор статьи четверть века находился в добрых товарищеских отношениях с Виктором Конецким, дававшем ему рекомендацию в Союз писателей и ставшим литературным крестным отцом
Ключевые слова: категория «ценность», аксиологический и гносеологический аспекты, литературное произведение, произведение искусства, моральные ценности
Страницы в номере: 34-39
Педагогические аспекты в развитии социальных навыков одаренных подростков
Аннотация:
Одаренные подростки, несмотря на склонность к глубоким переживаниям своей действительности и страданиям из-за отсутствия чувства принадлежности, воспринимаются участниками образовательного процесса, как категория детей, не нуждающаяся во внимании и поддержке. По результатам исследований одаренные дети имеют трудности социального взаимодействия. Поэтому мы проанализировали взаимосвязи между интеллектуальными, индивидуально-типологическими и физиологическими особенностями подростка, доминирующими стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций и стилем родительского воспитания с целью дальнейшего использования в психолого-педагогическом сопровождении социализации обучающихся. В итоге выявлено, что директивный стиль воспитания подростка и его интеллектуальная автономность, а также ваготонический тип нервной системы способствует использованию теоретических подходов познания и игнорированию потребности референтной группы, что может приводить к социальной дезадаптации. Для их успешной социализации педагогу необходимо создавать условия эффективного взаимодействия с коллективом. И выстраивание между педагогом-учащимся субьект-субьектных взаимоотношений для ощущения поддержки и истинного интереса к автономной деятельности одаренного подростка, что повышает его уверенность в себе и мотивацию. Осознание педагогами данной проблемы и грамотная организация психолого-педагогического сопровождения социализации одаренных подростков позволит создать необходимые условия для гармонизации развития
Ключевые слова: интеллектуально одаренный подросток с выраженной автономностью, мыслительные операции, социальное развитие, социализация
Страницы в номере: 40-46
Проблемы формирования визуальной стратегии интернет-коммуникации
Аннотация:
В работе определены типичные проблемы формирования и реализации визуальной стратегии, влияющие на эффективность интернет-коммуникаций. Исследование основано на анализе работ авторов в сфере маркетинга, посвященных формированию визуальной стратегии интернет-коммуникаций. Результаты исследования позволили выявить ключевую проблему, препятствующую в формировании эффективной визуальной стратегии – несогласованность креативного и стратегического подхода
Ключевые слова: визуальная стратегия; интернет-коммуникация; контент-маркетинг; маркетинг; коммуникация
Страницы в номере: 47-49