ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
С.Б. Самусева
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В статье рассматриваются проблемы формирования организованного рынка труда в условиях кризисной экономики, теоретические основы механизма государственного регулирования рынка труда и их практическое применение в региональной экономике (на примере Новосибирской области).
Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, региональная политика занятости
В силу неразвитости российского рынка труда, неспособности его к саморегулированию, в условиях незавершенности процессов рыночной трансформации и макроэкономических преобразований, усугубленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса, необходимо придавать особое значение государственному воздействию на занятость.
Регулирование рынка труда – процесс целенаправленного воздействия государства на условия использования рабочей силы через систему мер экономического, правового, административного, организационного порядка.
Исходя из этого, цели государственной политики на рынке труда в его трансформационном процессе связаны с созданием предпосылок для соединения факторов производства, контролем уровня безработицы, организацией общественных и временных работ, профессиональной подготовкой работников и т.д.
Кризисом оказались затронуты все сферы экономической деятельности, начиная от строительства, банковской отрасли и заканчивая индустрией развлечений и общественного питания, в результате чего на рынок труда хлынул поток безработных. В связи с жестким лимитированием и ограничением кредитования, началось разрушение, так и не успевшего окончательно сформироваться, сектора малого и среднего бизнеса, который высвобождает массу работников, пополняющих и без того немалую армию безработных.
Рисунок - 1. Динамика уровня зарегистрированной безработицы в НСО
Так в сентябре 2008 года уровень зарегистрированной безработицы в НСО составлял 1,10% от экономически активного населения, с октября отмечается рост, в результате которого в апреле 2009 г. данный показатель достиг значения 2,57% и составил на 01 июня 2009 г. – 2,31% (рисунок 1).
Для эффективной борьбы с растущей безработицей, главной составляющей политики на рынке труда, должно стать повышение способности к занятости безработных граждан. Под повышением способности к занятости безработных понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих им занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель - скорейшее возвращение ищущих работу к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу и социальное исключение.
При реализации политики по стабилизации ситуации на региональном рынке труда, особое внимание необходимо уделить макроэкономическому государственному воздействию на занятость, которое должно быть направлено, прежде всего, на устранение диспропорций между спросом и предложением рабочей силы.
Можно отметить, что высокий образовательный уровень и половозрастной состав безработных не соответствует профессионально - квалификационной структуре требуемой рабочей силы. Около 70% всех предложенных работодателями службе занятости вакансий предназначены для рабочих. В настоящее время проблема дефицита квалифицированных рабочих, особенно специалистов по металлообработке, наладке промышленного оборудования стоит очень остро. Промышленности нужны токари, фрезеровщики, слесари, сварщики. Потребность в таких работниках намного превышает их предложение на рынке труда (рисунок 2).
Рисунок - 2. Структура спроса и предложения трудовых ресурсов НСО, по данным государственной службы занятости населения Новосибирской области в 2008 г.г.
Большинство проблем занятости фокусируется в регионах. В связи с этим заметим, что известный принцип управления из центра исчерпал себя в России, он стал для нее геополитически деструктивным. Сегодня для России конструктивна система управления полицентризма, которая в отличие от моноцентризма является более устойчивой системой. Региональная система управления рынком труда должна стать частью государственной, которая имеет три уровня управления – федеральный, межрегиональный, региональный.
На общенациональном (федеральном) проводится государственная политика занятости, создается законодательная база национального рынка труда, формируются качественные характеристики рабочей силы (через систему образования и переподготовки кадров), реализуется структурная политика, регулируется спрос и предложение на труд, совершенствуются институты рынка труда. На региональном уровне обобщается информация о региональном рынке труда, реализуются программы содействия занятости, осуществляется инвестирование через региональные службы занятости и т.д.
Все же, макроэкономическая политика регулирования рынка труда должна носить региональный характер. Усиление социально-экономической дифференциации регионов привело к тому, что проведение общенациональной политики занятости становится малоэффективным, если вообще возможным, и задача выбора методов регулирования рынка труда ложится на региональные службы занятости.
Механизм государственного регулирования рынка труда охватывает целый спектр не только юридических, но и социально-экономических условий, социокультурных и психологических аспектов. Речь идет о системе трудоустройства, профессионального обучения, переподготовки кадров, занятости лиц с ограниченными возможностями, социальной помощи безработным и др.
В настоящее время Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области оказываются следующие услуги:
· по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, наиболее соответствующих личностным качествам;
· по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
· по содействию самозанятости безработных граждан (осуществление предпринимательской деятельности, создание крестьянского (фермерского) хозяйства);
· по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
· по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
· по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
· по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
· по психологической поддержке безработных граждан;
· по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
· по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
· по проведению уведомительной регистрации регионального и отраслевых соглашений на территории Новосибирской области;
· по предоставлению федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, федеральным агентством морского и речного транспорта и государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;
· по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
· по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов. [1]
Можно так же отметить, что политика занятости не должна быть ограничена только материальной помощью безработным, важным является прогнозирование и предвидение ситуации на рынке труда. Необходимо создание целого комплекса мер по повышению гибкости рынка труда. Пособие по безработице должно быть не полученным от государства, а заработанным.
Эффективность политики на рынке труда определяется особенностями экономического поведения отдельных категорий трудоспособного населения, связанного с поиском, созданием, сохранением, развитием и использованием мест приложения труда; их потребностями, интересами и ценностями.
Выделим наиважнейшие направления региональной политики, нацеленные на обеспечение достаточного числа рабочих мест и обозначенные в программе дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новосибирской области в 2009 году:
· опережающее профессиональное обучение. Программой предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, т.е. при установлении в организации режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы. Предполагается, что эта мера позволит работодателям при реструктуризации предприятия, снижении объемов производства или приостановке деятельности обучить без дополнительных финансовых затрат сотрудников по необходимым специальностям, сохранить рабочие кадры, а работникам - повысить уровень квалификации или обучиться новой профессии, избежав потери работы. Мероприятия планируется осуществлять на основании договоров между центром занятости, работодателем, человеком, находящимся под риском увольнения и образовательным учреждением (в программе принимают участие 35 предприятий Новосибирской области, в рамках программы предполагается переобучить 2167 человек);
· организация оплачиваемых общественных работ. Данный пункт программы нацелен на сохранение или создание временных рабочих мест для безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения. Осуществлять эти меры планируется в контакте центра занятости с работодателем, либо центра занятости с органом местного самоуправления и работодателем. В Программе предусмотрено возмещение расходов работодателей на выплату заработной платы участникам временных работ (с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда). Они должны производиться за счет субсидий из федерального бюджета;
· помощь безработным гражданам, решившим открыть свое дело. Предполагается, что 200 начинающих предпринимателей получат субсидии в размере годового пособия по безработице, причитающегося данному человеку на создание собственного бизнеса.
Общий бюджет Программы составляет 164,8 млн. рублей и предусматривает софинансирование из федерального бюджета в сумме 153,2 млн. рублей и областного бюджета - 11,6 млн. рублей. [2]
В период с 1 января по 30 июня 2009 года на общественные и временные работы трудоустроено 18,3 тыс. чел., в том числе 2,9 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения (занятых неполное рабочее время). К обучению профессиям, востребованным на рынке труда по направлению органов службы занятости, приступили 5,0 тыс. безработных граждан, по программе опережающего обучения – 1118 граждан. [3]
Очевидно, что механизм регулирования рынка труда должен быть основан на предложении качественной рабочей силы, следовательно, необходимо уделить внимание массовой подготовке и переподготовке кадров в соответствии со спросом на специалистов той или иной области.
Представляется, что новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства в сфере регулирования рынка в условиях кризиса сводится к тому, чтобы «помогать» рыночной системе стабилизировать экономику, обеспечивать эффективную занятость. Государство должно создавать для этого необходимые условия: законодательно регламентировать отношения предпринимательства, помогать в создании организационных структур рынка труда, содействовать развитию малого бизнеса и других нетрадиционных форм занятости и т.п. Иными словами, принцип содействия в обеспечении занятости населения должен прийти на смену административно-командным методам регулирования занятости. Поощрительные, стимулирующие меры должны «вытеснить» меры, нарушающие экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий.
Такой подход позволяет более полно и точно определить комплекс экономических и социальных мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Причем, экономические меры воздействия на рынок труда аналогичны мерам по развитию других рынков. Социальные же меры обусловлены спецификой данного рынка, заключающейся в том, что в качестве товара на нем выступает рабочая сила, носителем которой является живой человек. К тому же рынок как экономическая система не может и не должен решать социальные проблемы – это прерогатива государства.
Литература
1. Административные регламенты Федеральной службы по труду и занятости. Режим доступа: http://nskczn.siberia.net/main/administrativnye_reglamenty.html
2. Нормативные документы ДТиЗН Новосибирской области
3. Ситуация на зарегистрированном рынке труда Новосибирской области. Информация Департамента труди и занятости населения Новосибирской области. Режим доступа: http://nskczn.siberia.net/main/articles/article/408/
Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, региональная политика занятости
Автор: С.Б. Самусева