Рефлексивное управление: концепции, подходы и область применения
А.А. Корох
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИИ
В статье исследованы концепции, подходы и область применения рефлексивного управления. Рефлексивное управление представлено как взаимодействие двух интерферирующих функций когнитивной и воздействующей. Изложен механизм интерпретации проблемного пространства на основе разработанной рефлексивной воронки восприятия и выявлена специфика применения рефлексивного подхода к решению сложных проблем.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное управление, проблемное пространство
Многие ведущие ученые в области менеджмента отмечают, что приход нового тысячелетия принес собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой «новой экономики» или «экономики знаний». Ей свойственны следующие тенденции:
1) быстрые изменения в технике;
2) возросшая скорость перемен и необходимость реагировать на них;
3) упор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействия типа
«выигрыш - выигрыш».
Такие динамические перемены привели к необходимости обладать способностью «учиться обучению». Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов являются современные методы мышления и менеджмента. Метафорически они представляются как «обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать». Говоря словами А. Эйнштейна «наше мышление создает проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа».
С этой позиции расширяется понятие управления от ключевого как «воздействие на факторы и условия» к «познанию ситуации и принятию решения для воздействия на ситуацию на основе её модельного представления». Влияние реальной ситуации на мышление и поведение участников, и воздействия их мышления и поведения на развитие ситуации, участниками которой они являются, в литературе именуется как рефлексивный процесс. Представление взаимодействия, в котором как ситуация, так и мышление интерпретаторов ситуации являются зависимыми переменными, и когнитивная и воздействующие функции интерферируют друг с другом, относят к категории рефлексивного управления.
История развития понятия «рефлексивного управления». Понятие «рефлексивное управление» введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако до сих пор единство в понимании не достигнуто. Во многом это объясняется самим феноменом рефлексии, изучаемым различными научными дисциплинами, и получением соответствующих результатов, исходя из натуралистического методологического подхода, используемого многими из них.
Рассмотрим само понятие рефлексия. В современном русском языке переводное с латыни слово «рефлексия» и однокоренные с ним и производные от него слова употребляются в значениях, используемых всеми основными видами современных наук: естественных, технических, биологических и гуманитарных.
В общепринятом определении рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [1]. Одна из центральных фигур в становлении и развитии проблематики философского аспекта рефлексивных процессов является Г. П. Щедровицкий (1929-1994). Г.П. Щедровицкий — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; в кружок также входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения — Московского методологического кружка (ММК) [8]. Рефлексия интересовала Г.П. Щедровицкого, прежде всего, с точки зрения метода развертывания схем деятельности, т.е. формальных правил, управляющих конструированием, или, при другой интерпретации, изображением механизмов закономерностей естественного развития деятельности [7].
Ярчайшим представителем рефлексивного подхода к социальной психологии является В. А. Лефевр. В.А. Лефе́вр (Lefebvre, р. 1936, Ленинград) — российский и американский психолог и математик, основатель теории рефлексии и «исчисляемой психофеноменологии»; профессор Калифорнийского университета. Роль В. Лефевра в науке о рефлексии уникальна. Он к началу шестидесятых годов прошлого века развивал идею, что традиционный естественнонаучный подход недостаточен для изучения сложных систем [4]. Введенные им понятия такие, как способность к рефлексии, рефлексивное управление (процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому), ранг (нулевой, первый) рефлексии, иначе уровень рефлексии, которым обладает «противник», рефлексивные игры (деятельность конфликтующих сторон в которой противники имитируют друг друга) и другие, стали общеупотребительными [2]. Важным достижением В. Лефевра было введение понятия рефлексивной системы.
Под рефлексивной системой понимается система зеркал, многократно отражающих друг друга. Каждое зеркало—это аналог «персонажа», наделенного своей особой позицией. Весь сложнейший поток отражений зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса. Именно, это понятие и теоретические схемы, предложенные автором, позволили представить крупномасштабные социальные явления (например, информационные войны) в виде взаимодействия макро субъектов, способных познавать поведение друг друга и наилучшим образом воздействовать на «противника». Такой подход открыл совершенно новые возможности для предсказания стратегических решений. Поэтому неслучаен все возрастающий интерес специалистов в области политики, экономики, моделирования боевых действий и других областей науки и практики к рефлексивному управлению [4].
Сферой активного взаимодействия субъектов является и рынок. Неслучайно, что один из самых удачливых биржевых игроков нашего времени Джордж Сорос, обобщил свой опыт действий мировых фондовых рынках в понятия, по существу, совпадающих с теми, которые были ранее введены В. Лефевром. Дж. Сорос приблизил проблему рефлексии к общепринятому пониманию, а именно представил рефлексивное управление как взаимодействие интерферирующих функций когнитивной и воздействующей.
Идея, лежащая в основе практически всех концептуальных построений Дж. Сороса, гениально проста: психология участников любого исторического процесса является его неотъемлемой компонентой и, находясь в непрерывном взаимодействии с реальностью, образует рефлексивный процесс [3].
Взаимосвязь между мышлением субъекта и ситуацией, в которой он участвует, представляется двумя функциональными зависимостями: познание ситуации – как когнитивная функция, а воздействие умозаключений на ситуацию в реальном мире — воздействующей или активной функцией. В когнитивной функции восприятия участником ситуации зависят от ситуации; в воздействующей функции восприятия участников влияют на ситуацию [9].
Таким образом, управление – это постоянное решение потока проблем, которые порождает динамично изменяющаяся внешняя и внутренняя среда, а так же результат итерации когнитивной и воздействующей функции. Следовательно, управление находится в пространстве проблем.
В этом контексте ключевым элементом эффективного решения проблем любого типа является определение «проблемного пространства». Проблемное пространство представляет собой не просто физическое пространство, ассоциированное с проблемой - в него могут входить отношения, ценности, восприятия и убеждения. Проблемное пространство определяется всеми элементами как физической, так и нефизической природы, которые создают проблему, или способствуют ей [6]. Для того, чтобы решить проблему необходимо найти «пространство решений». Пространство решений содержит альтернативы и ресурсы позволяющие преодолеть, преобразовать проблему или избежать её. Однако, если сформированное пространство решений направлено лишь на часть элементов проблемного пространства возникает недостаточное решение. Пространство решений должно быть шире проблемного пространства. В противном случае решения могут оказаться неадекватными.
Сегодня для выполнения своих обязанностей менеджеру необходимо ежедневно перерабатывать огромное количество информации, зачастую принимать решения на основе интуиции по причине отсутствия времени для детального изучения проблемного пространства. На фоне постоянно возрастающей конкуренции возрастает риск принятия неверного решения, то есть пространства решений, которое является заведомо уже проблемного пространства, последствием которого может стать общее снижение конкурентоспособности предприятия.
Чтобы снизить возможные риски принятия неверного решения необходимо ввести в данный процесс элемент рефлексивности, то есть сделать управление - рефлексивным. Для расширения доступного пространства требуются определенные когнитивные интерактивные навыки. Требуются они и для того, чтобы обнаружить и определить исходное проблемное пространство. Таким образом, эффективное решение проблем включает два этапа:
1) расширение и углубление восприятия проблемного пространства;
2) определение или создание какой-либо области пространства решений, достаточно обширной, чтобы охватить все значимые аспекты проблемного пространства (рис. 1).
Проблемное пространство |
Достаточное пространство решений |
Недостаточное пространство решений |
Рис.1. Проблемное пространство
Основной принцип поиска «пространства решений» заключается в том, что проблему невозможно решить с помощью того же мышления или той же «карты» миры, которые её создали. Общая задача эффективного решения проблем заключается в том, чтобы найти способ мышления, неидентичный тому, с помощью которого создана проблема. В этом случае есть надежда, что другой способ мышления приведет к пространству в решении, которое, по меньшей мере, так же широко или шире проблемного пространства и обеспечит необходимыми альтернативами и ресурсами.
Современный взгляд в управлении состоит в расширении и углублении восприятия проблемного пространства, а что такое восприятие - это рефлексия! В рефлексивном управлении требуется переход от ситуации к проблемному пространству по средствам рефлексивного восприятия. Восприятие должно быть интерпретировано в знание как инструмент, для того, чтобы принять правильное решение.
Проблемное пространство (ПП) |
Восприятие ПП и его свойства |
Познание ПП: когнитивная функция |
Системность Предметность Избирательность Осознанность Осмысленность и обобщенность Константность |
Ситуация, в которой находится участник ЛПР интерпретирующий событие в конкретный момент времени. |
Рефлексивное восприятие |
Идентификация ситуации для ЛПР |
Логический анализ с позиции познания ПП |
Принятие решения, позволяющее получить наилучший результат в рамках ПП: воздействующая функция |
Постановка проблемы |
Анализ эффективности воздействующей функции на решение проблемы |
Граница познания пространства проблем и сущности проблем:
Рис.2. Рефлексивная воронка восприятия (интерпретации) проблемного пространства
Образ воронки (см. рис. 2.) иллюстрирует сужение проблемного пространства при его познании. Этапы имеют между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами. Итерации в процессе выявления и описания проблемной ситуации, обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап. Дадим краткое пояснение этапов.
Проблемное пространство - это сочетание условий и обстоятельств, в которых возникла проблема как физической так и не физической природы.
Восприятие проблемного пространства – сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая отражение реальности, то есть того, чем порождена ситуация.
Свойства восприятия проблемного пространства:
Системность – когда воспринимаются не только элементы, но и структура в целом;
Предметность – когда связываются свойства предмета, доступные ощущениями, со всеми иными свойствами;
Избирательность – когда один и тот же предмет воспринимается по-разному;
Осознанность (апперцепция) – когда наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни;
Осмысленность и обобщенность – когда ЛПР в состоянии на основе фрагментов увидеть целое;
Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния до него, ракурса, освещенности.
Дорефлексивное восприятие – восприятие вне способности встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям.
Познание проблемного пространства (лат. cognitio - познание) - как когнитивная функция или функция обдумывания и понимания проблемного пространства.
Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) - опознание, распознавание чего-либо, кого-либо и придание объекту некоторой модели. Основные процедуры идентификации: сопоставление, сличение одного объекта с другим на основании какого-то признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия.
Логический анализ ЛПР с позиции познания ситуации – анализ, основанный на формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Воздействующая функция – функция, при которой восприятия участников влияют на ситуацию.
Анализ эффективности воздействующей функции на организацию – анализ относительного эффекта, результативности процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Рефлексивное восприятие.
Рефлексивный процесс разворачивается под воздействием двух неразрывно связанных источников – деятельностного (воздействующая функция) и мыслительного (когнитивная функция), – все время влияющих (интерферирующих) друг на друга. На каждый «деятельностный ход» следует реакция, порождающаяся мышлением участников и, в конечном счете, воплощающая исходные действия в конкретные события в практической области.
В заключении отметим, что построенная рефлексивная воронка восприятия (интерпретации) проблемного пространства раскрывает механизм его познания и конструирования пространства решений. По сути – это укрупненный алгоритм подхода к раскрытию и решению сложных, неструктурированных проблем, по своей природе относящиеся к классу неповторяющихся проблем, которые характерны как для стратегического, так и оперативного управления организациями.
Литература
1. Большой Российский энциклопедический словарь [ТЕКСТ] – М: Большая Российская Энциклопедия, 2003г.
2. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Высшая школа, 1967
3. Международный научно-практический междисциплинарный журнал РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ №2, 2005г.
4. Международный научно-практический междисциплинарный журнал РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ №1, 2006г.
5.Пископпель А. А. Г. П. Щедровицкий — подвижник и мыслитель. // Познающее мышление и социальное действие. — М., 2004. 6.
6. Дилтс Роберт «Моделирование с помощью НЛП»
7. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем /Семиотика и восточные языки. – М.: Наука, 1967.
8. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом. — М., 2001.
9. Сорос Дж. Алхимия финансов – Москва ИНФРА - М, 2001
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное управление, проблемное пространство
Автор: Корох А.А.