Известно, что современный Новосибирский государственный университет экономики и управления — это университет предпринимательского типа. Это положение лежит в основе стратегии развития вуза. В соответствии с ней университет пытается создать определенные условия, необходимые для формирования предпринимательской среды: в структуре вуза появляются соответствующие подразделения, реализуются предпринимательские проекты, наконец, читается кампусный курс «Основы предпринимательства».
Во время занятий по этому курсу студенты часто задают вопрос: «А какие предпринимательские технологии применяли в «старом нархозе», было ли это вообще возможным в те уже далекие годы?»
Попробую вспомнить, «упаковав» эти воспоминания в несколько сюжетов.
Сюжет первый: начало 70-х — конец 80-х годов
В условиях плановой экономики развивать предпринимательство было невозможно не только в отдельной организации (вуз не исключение), но и в стране в целом. Да и сами понятия «предпринимательство», «предприниматель», «предприимчивость» зачастую имели скорее отрицательное значение (значит, жулик).
Но все же государственные вузы (а других тогда не было), сохраняя академические свободы, имели в своем составе малые структурные подразделения научно-исследовательского характера, которые функционировали, используя в своей производственной деятельности достаточно простые предпринимательские технологии. Речь идет о так называемых хоздоговорных НИР (научно-исследовательских работах). На нархозовском сленге мы называли их темами. Из диалога преподавателей того времени:
— Ты куда пошел?
— В тему.
В нашем институте вся хоздоговорная научно-исследовательская работа велась в двухэтажной пристройке около второго учебного корпуса. Недавно она была снесена (наконец-то!), и на ее месте строится великолепное общежитие.
В чем суть хоздоговорных НИР? Ведущие преподаватели нархоза заключали договоры с предприятиями или организациями страны и проводили по их заказам научные исследования. Суммы заказов и их продолжительность были разными, но, если они были значительными, в этих темах было место и для хороших студентов, выполнявших работы в основном по сбору первичной информации. Как активный участник процесса могу сказать, что это примерно 45—50 рублей в месяц, плюс стипендия (повышенная) — 50 рублей. В те времена для студенческой семьи это было супер!
Было ли это предпринимательством? Безусловно, ведь руководители этих работ брали на себя все риски, ответственность, ведение учета, организацию производственного процесса и т.д. Сейчас все это — атрибуты предпринимательской деятельности.
Сюжет второй: конец 80-х — начало 90-х годов
В связи с изменениями, происходившими в стране, в нархозе наблюдается подъем предпринимательской активности преподавателей и студентов. Преподаватели- игротехники проводили большие и малые игровые мероприятия в Новосибирске и в других городах тогда еще СССР.
Это были крупные заказы и значительные суммы. Тематика мероприятий была самой широкой, но особо популярными стали деловые и управленческие игры по стратегическому развитию предприятий и организаций. Например, четырехдневная деловая игра «Перспектива» по стратегическому развитию НИНХа (1987 год).
Было ли это предпринимательством? Конечно. И сейчас некоторые теоретики выделяют подобный вид деятельности в отдельную классификационную группу — консультативное предпринимательство.
Сюжет третий: 90-е годы
Это период легализации предпринимательских усилий в вузе. Создаются первые чисто предпринимательские структуры: в хозяйственной части — малое предприятие «Ависта», а в образовательном сегменте — «Подготовительные курсы НИНХа». Обе структуры прошли государственную регистрацию (по действующему в то время законодательству).
«Подготовительные курсы НИНХа» в то время входили в состав факультета настоящей базовой подготовки — общеэкономического, деканом которого был автор этой статьи. Отделение подготовительных курсов от общей финансовой деятельности вуза (а тогда существовал так называемый общий котел) было сделано для решения острой проблемы — нехватки денежных средств на развитие системы довузовского образования.
В то время нархоз был одним из первых вузов Сибири, имевшим мощную и эффективную систему довузовской подготовки, которая включала экономический лицей, специализированные экономические классы в школах Новосибирска, Новокузнецка, Лангепаса, нескольких городов Казахстана; реализовались программы экономического образования для школьников младших классов и т.д. Но денег на содержание и развитие этой системы в институте не было вообще. Путем больших усилий мне удалось убедить руководство и ученый совет в необходимости «прикрепления» зарабатывающей структуры (подготовительных курсов) к довузовским подразделениям с целью получения устойчивого источника финансирования.
«Подготовительные курсы НИНХа», пройдя регистрацию в администрации Центрального района Новосибирска и получив все льготы по налогообложению на сессии Совета депутатов Центрального района (таково было законодательство), обрели собственный расчетный счет в одном из первых коммерческих банков города – банке «Восток», который возглавляли выпускники нархоза. Собственный расчетный счет — мечта предпринимателя того времени, ведь в этот период господствовали «черный нал» и бартер.
За годы самостоятельной работы «Подготовительных курсов НИНХа» было налажено устойчивое финансирование доплат к заработной плате преподавателей экономического лицея, проведено три летних экономических школы на базе нашего спортивного лагеря «Олимп» (для этого были построены пять домиков в лагере, отремонтированы студенческий корпус (на сленге — дурдом) и столовая. Приобретен первый в городе учебный комплекс с десятью компьютерами с цветными мониторами (да, это в то время было бомбой!), не раз проведен текущий ремонт во втором учебном корпусе и т.д.
Это уже были не робкие шаги в развитии вузовского предпринимательства, а, можно сказать, вполне серьезные предпринимательские усилия.
Но это было не главное! Главное предпринимательское достижение «того нархоза» связано с организацией коммерческого набора студентов на обучение по программам высшего образования.
Это была вынужденная мера. В начале и середине 90-х годов ХХ века страна переживала глубочайший экономический кризис. Финансирование вузов государством практически обнулилось, денег не было ни на что: ни на заработную плату, ни на коммунальные платежи, ни на развитие и т.д. Вузы выживали как могли без помощи государства.
С огромным трудом и большими сомнениями мы решились на организацию коммерческого набора. В то время не было никаких нормативных документов по этому поводу, никаких указаний, просто ничего, поэтому мы руководствовались лозунгом: «Не запрещено – значит разрешено!»
Первый коммерческий набор был осуществлен в 1993 году, он был невелик (примерно 60 студентов), оплата за обучение по тем меркам была средней среди вузов города.
Подчеркиваю, мы не знали, как это делать, простые по нынешним временам вопросы казались неразрешимыми: учить вместе или отдельно, селить вместе или отдельно, какие услуги платные, а какие нет, отчислять или не отчислять и т.д.
Методом проб и ошибок мы решали эти проблемы, было трудно, но все же считаю, что эффективное управление коммерческим набором — это главное предпринимательское достижение «того нархоза», оно во многом помогло сохранить вуз и обеспечить его будущее развитие. Некоторые решения, которые принимались тогда, актуальны и сейчас.
Еще хотелось бы отметить, что вместе с коммерческим набором в институт пришли элементы коммерческой (рыночной), «отношенческой» культуры («Я же заплатил за обучение...») Давление на преподавателей и сотрудников со стороны бизнеса было значительным, некоторые классные преподаватели не выдерживали и уходили.
А что же сейчас?
Сейчас многое изменилось. Предпринимательство в стратегии развития вуза! Мы об этом даже не мечтали. Это, конечно, здорово, но при одном условии: главное, чтобы вуз был хорошим и давал качественное конкурентоспособное образование. А выпускники сами определятся со стратегией своей деятельности, ведь заставить быть предпринимателем невозможно, поэтому не надо отправлять всех студентов немедленно открывать свой бизнес, а именно к этому призывают их некоторые преподаватели кампусного курса «Основы предпринимательства». Надо вести долгую, кропотливую просветительскую работу, понижая порог недоверия к предпринимательскому труду.
В заключение хотелось бы отметить еще один момент. Предприниматели, которые в большом количестве приходят в университет и пытаются рассказать (кто успешно, а кто нет) о своем бизнесе, должны знать, что в университете есть и своя предпринимательская история и она часто гораздо интересней некоторых повествований.
Отсюда вывод: не каждый предприниматель — интересный преподаватель, в какие бы одежды он ни наряжался. Борщ надо сварить самому, а не только слушать рассказы о том, как это следует делать. Поэтому выдвину деловое предложение: с преподаванием мы справимся, а вы чаще берите наших студентов на свою работу (практикантами, стажерами, сотрудниками) — от этого пользы будет больше. Но это уже другая история.
Борис Штейнгольц
Предпринимательский университет, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов