Внеучебная работа: вектор развития для каждого студента
С нового учебного года в университете будет внедрён новый подход к организации внеучебной деятельности: в зависимости от своих целей и интересов каждый студент сможет выбрать ту или иную внеучебную траекторию. Подробно об этом рассказывает инициатор проекта – и. о. проректора по научной работе и внешним связям НГУЭУ Павел Анатольевич Новгородов.
– Павел Анатольевич, в чем суть нового подхода?
– Современный вуз даёт студенту огромное количество возможностей помимо учёбы – можно заниматься научной деятельностью, развивать свои организаторские навыки, участвуя в студенческом самоуправлении, посещать разнообразные открытые лекции, мастер-классы, получать дополнительное образование, ездить на стажировки за рубеж. Достаточно посмотреть наш сайт или ленту «ВКонтакте», чтобы понять, что подобные мероприятия проходят у нас почти каждый день.
Проблема заключается в том, что мероприятий очень много, каждое из них наполнено собственным содержанием, но в целом они слабо связаны между собой, отсутствует логика развития и достижения какой-либо цели. Студент видит такое многообразие, участвует то здесь, то там – но в итоге часто теряет интерес ко всему.
Организация внеучебной деятельности должна быть такой, чтобы у молодого человека была возможность реализовать себя в рамках определённой жизненной стратегии. Для этого все мероприятия должны быть подчинены главной цели и «упакованы» в определённую программу на весь срок обучения – внеучебную траекторию.
– О каких жизненных стратегиях и целях идёт речь?
– Предлагается выделить семь траекторий, основанных на соответствующих жизненных стратегиях.
Первая – это «Лидерство и инициативы», она для студентов, которые хотят реализоваться как политические или общественные деятели.
Для склонных к исследовательской деятельности – траектория «Наука и аналитика».
«Международные связи» – для тех, кто хочет работать с иностранными компаниями или уехать за рубеж.
«Предпринимательство» – для инициативных студентов, готовых уже на старших курсах университета начать своё дело.
Траектория «Бизнес и власть» подойдёт тем, кто в будущем видит себя менеджером большой корпорации или крупным чиновником.
«Здоровье и безопасность» – для поклонников здорового образа жизни.
И, наконец, «Культура и творчество» – для тех ребят, которые хотят реализовать свой творческий потенциал. Таким образом, перечень траекторий отвечает основным жизненным ценностям: быть здоровым, успешным, иметь интересную работу, высокий социальный статус.
– Судя по названиям, некоторые траектории пересекаются между собой…
– Конечно. Часть мероприятий будет входить в список рекомендованных для нескольких траекторий.
– Объясните, пожалуйста, на примере, как будет формализована траектория?
– Возьмем, например, траекторию «Международные связи». Некоторые родители хотят, чтобы в будущем их дети жили и работали за рубежом. Это на этапе поступления в вуз воспринимается как жизненная цель. Можно по-разному к этому относиться, но такой общественный запрос определённо имеется. Мы со своей стороны «сопровождаем» студента на выбранном пути, предлагая программы дополнительного образования по иностранным языкам, посещение разговорного клуба, участие в скайп-сессиях с зарубежными профессорами, подготовку материалов и статей на иностранном языке, зарубежные стажировки, программы двойных дипломов и так далее. Все мероприятия расписаны по годам обучения. В качестве показателей (их ещё можно назвать KPI-траектории) обозначаются знание иностранного языка, подтверждённое сертификатом (например, для английского языка целью является 600 баллов по TOEFL), обучение за рубежом от двух недель до года, участие в совместном с зарубежными вузами образовательном проекте (конференция, статьи и т.д.), прохождение практики в иностранной компании. Это то, что мы заявляем как минимальный результат в случае успешного прохождения траектории.
Таким образом, формально каждая траектория будет представлять короткий документ из трёх разделов – описание жизненной стратегии и целевой группы, на которую она направлена, перечень количественных и качественных характеристик, которых должен достигнуть студент на каждом этапе и собственно предлагаемый перечень проектов и мероприятий, разбитый по годам.
За развитие траекторий будут отвечать кураторы – один от администрации вуза (начальник соответствующего управления), второй от студенческого объединения (председатель профильного комитета) и третий – из внешней среды, возможно, какой-то успешный в своём деле выпускник. Они будут стараться сделать траекторию как можно более интересной и насыщенной – это ляжет в основу здоровой конкуренции между кураторами, ведь оценку востребованности траектории в конце концов будут давать студенты, участвуя в тех или иных мероприятиях.
– Как будет устроен процесс выбора траектории?
– Мы сделаем информационный буклет о траекториях, разместим информацию в социальных сетях и на сайте НГУЭУ. В рамках встреч с первокурсниками планируется проводить анкетирование на предмет их ценностей, целей, интересов. Наверное, нужно будет организовать какой-то мастер-класс «Введение в траектории». Не все сразу готовы выбрать то или иное направление деятельности, нужно дать студентам возможность поучаствовать в разных мероприятиях и понять, что им ближе. Важную роль в процессе определения будут играть кураторы – часто ведь выбор определяется не содержанием, а личностью. В конце первого семестра студенты распределятся на семь внеучебных групп и проведут установочную встречу с кураторами.
– Означает ли это, что можно выбрать только одну траекторию?
– Нет, выбрать можно несколько, вопрос только в том, какую нагрузку потянет студент. Вообще, траектории просто структурируют то, что уже имеется, и подход здесь должен быть максимально гибким. Конечно, можно будет участвовать в проектах и мероприятиях, не связанных с выбранной траекторией.
– Не секрет, что на момент поступления далеко не все студенты четко видят свое будущее. Как быть, если на втором-третьем курсе студент вдруг понял, что он шел не той дорогой. Он может поменять свою траекторию?
– Конечно, может. Наша цель – не «загнать» студента в определённые рамки, а наоборот, дать свободу выбора. Важно, чтобы этот выбор был осознанным.
– Как будет организована работа с первокурсниками, понятно. А студенты старших курсов будут включены в этот проект?
– Да, такая возможность будет предоставлена. Просто их траектория будет более короткой.
– Существует мнение, что активная внеучебная деятельность мешает образовательному процессу. В связи с введением внеучебных траекторий не снизится ли интерес студентов к учёбе?
– Я не согласен с этим мнением. Хотя бы потому, что большинство преуспевающих в учёбе студентов обычно занимаются чем-то ещё – изучают языки, занимаются спортом и так далее. И наоборот, слабого студента вряд ли увидишь выступающим на научной конференции или слушающим мастер-класс. Проблема низкой успеваемости студентов слабо связана с нехваткой времени, истинные причины лежат обычно в другой плоскости.
Также я не считаю правильным противопоставлять учёбу и внеучебную деятельность. Введение траекторий, наоборот, должно их сблизить. Ведь образование – не цель, а инструмент достижения жизненных целей. А траектории связаны с целями. Следующим этапом нашей работы должно стать сопряжение внеучебных траекторий и основного образования. Некоторые из реализуемых проектов и мероприятий – деловые игры, учебные фирмы, олимпиады – уже и так являются частью образовательного процесса, но интеграция должна быть более полной и носить системный характер.
– Есть и ещё один дискуссионный момент. Среди студентов немало тех, кто совмещает учебу и работу – потому что нужны деньги или потому что хочется набраться опыта и занять более выгодную позицию после получения диплома. Смогут ли они встроить свою профессиональную деятельность в траекторию или от работы придётся отказаться?
– У нас планируется две траектории, которые напрямую связаны с трудоустройством – «Бизнес и власть» и «Предпринимательство». Если студенты работают, я считаю, это как раз будет способствовать их продвижению по этим траекториям, поскольку успешное трудоустройство – один из ключевых целевых показателей в них.
– Что даст внедрение внеучебных траекторий университету?
– Я вижу множество «плюсов» для нашего вуза. Во-первых, это будет нашим конкурентным преимуществом. Я посмотрел практику ведущих вузов Сибири и России в целом – и нигде не увидел чего-то подобного. За рубежом часто внеучебная активность концентрируется вообще вне стен университета. Во-вторых, такой подход позволит нам активизировать студентов и повысить их мотивацию к внеучебной работе. В-третьих, траектория - это хороший инструмент профориентации, подготовки к магистратуре, аспирантуре, трудоустройству. В-четвертых, через траектории и привлечение кураторов мы усиливаем взаимодействие с внешней средой – бизнес-сообществом, чиновниками, общественными деятелями. Это опять же будет способствовать решению вопросов прохождения практики и трудоустройства. И это только те преимущества, которые лежат на поверхности – уверен, в процессе реализации нового подхода к внеучебной деятельности мы найдём ещё много плюсов.