РОЛЬ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
О.Ю. Рыжков
РОЛЬ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье показано, что научная библиотека является наиболее подходящим местом для выполнения экономического исследования, где в систематизированном виде хранится актуальная научная информация необходимая для развития научного знания и получения самостоятельного научного результата, имеющего определенную научную ценность. С развитием информационных технологий функции библиотеки переходят на качественно новый уровень, связанный с автоматизацией обработки поисковых запросов пользователей и выдачу текстов читателям в электронном виде.
Ключевые слова: научная библиотека, научная гипотеза, научный эксперимент, распространение полученных результатов, информационная поддержка,
Современная наука живет и развивается во многих лабораториях, часто с разнообразным оборудованием, но в каждом из научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений первой лабораторией является библиотека.
акад. И.Г. Петровский
Вынесенное в эпиграф высказывание выдающегося математика и ректора МГУ с 1951 по 1973 годы, академика Ивана Георгиевича Петровского известно многим. Но порой как раз широкая распространенность, если угодно, «затасканность» того или иного суждения мешает осознать, прочувствовать его истинный смысл. Давайте разберемся в том, какое значение для исследовательской работы имеет научная библиотека.
Пожалуй, не будет чрезмерной абстракцией утверждать, что развитие всякого научного знания протекает по следующей спирали: «наблюдаемое противоречие – гипотеза – эксперимент – теория – расширение границ применения – наблюдаемое противоречие». Можно доказать, что данная спираль присутствует при истинном развитии любой науки, в том числе и экономической, хотя для последней она и не всегда бывает очевидной.
Толчком для формирования нового научного знания является наблюдаемое противоречие между каким-либо явлением действительности и предсказанием, основанном на имеющихся представлениях исследователя, например: парадоксальное поведение рынка, кажущаяся несовместимой динамика показателей или фактически обнаруженная неоптимальность решения, полученного по известной оптимизационной модели. Противоречие существует и тогда, когда явление есть, а связного представления о нем нет, или же, наоборот, существующие представления предсказывают некое явление, а на практике его не наблюдается. В экономических науках такие «предельные случаи» противоречий можно встретить довольно часто, и они являются следствием динамичного развития как самой исследуемой системы, так и представлений о ней. В качестве примера: возникает новая хозяйственная операция (скажем, накопление скидок при кооперативных закупках и их периодическое распределение между участниками), а как отразить ее в бухгалтерском учете – неизвестно. Или другой пример: теория предсказывает, что привлечение заемных средств подрывает финансовую устойчивость страховой компании, а на практике происходит в точности обратное.
Столкнувшись с таким противоречием, добросовестный ученый, разумеется, в первую же очередь проверит свои представления на предмет их полноты и соответствия современному уровню науки. Данный этап является фундаментом дальнейшей научной работы и в соответствии с ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» именуется патентным исследованием.
Очевидно, что наиболее подходящим местом для выполнения экономического патентного исследования является как раз научная библиотека, где в систематизированном виде хранится актуальная научная информация. В библиотеке исследователь-экономист в качестве первого шага своей работы может и должен провести «сверку» собственных представлений с современной научной картиной изучаемого вопроса. Опираясь на собственный печальный опыт, могу сказать, что важность этого этапа исключительна: некачественно проведенная актуализация представлений чаще всего влечет за собой либо «изобретение велосипеда», либо получение слабых, оторванных от современного уровня науки результатов, то есть в любом случае – нерациональное и непродуктивное расходование сил и времени исследователя.
Именно в этом смысле библиотека, по И.Г. Петровскому, является «первой лабораторией», с которой начинается развитие науки. Однако роль научной библиотеки в проведении исследований этим совершенно не исчерпывается.
Рассмотрим следующий шаг нашей спирали – выдвижение научной гипотезы. Пожалуй, именно при выдвижении гипотезы создается наибольший прибавочный продукт науки, происходит качественный скачок в пока что мировоззренческих представлениях об изучаемом предмете (научными эти представления смогут стать только после экспериментальной проверки и стыковки с уже известными фактами). Научная гипотеза не берется из ниоткуда, она является, как правило, результатом вычленения существенных элементов наблюдаемого противоречия и подбора таких альтернативных представлений, которые, не вступая в конфликт с достоверно установленными фактами, объясняли бы противоречие. Выработка научной гипотезы, безусловно, – творческий процесс, в реализации которого немалую роль играет общенаучная эрудиция ученого, его владение разнообразными научными методами. Вспомним академика А.Е. Ферсмана: «наука держится теми тесными связями, которые она умеет установить с соседними дисциплинами, умелым заимствованием чужих методов, продуманным внедрением своих завоеваний и своих методов в другие науки». И снова исследователю нужна библиотека – как для постоянного поддержания своего научного уровня, непрерывного расширения своего кругозора, так и для целенаправленного поиска аналогичных решений в других областях знаний.
Научный эксперимент – новый шаг спирали – предполагает проверку выдвинутой гипотезы при помощи опыта и ранее доказанных фактов. В экономике проведение экспериментов подчас затруднено не меньше, чем в астрономии: наблюдать можно, а изменить что-либо нельзя. Но, тем не менее, имеются результаты многочисленных наблюдений за поведением экономических объектов, например, ряды статистических данных, показатели отдельных предприятий и т.д. Современные средства вычислительной техники позволяют моделировать экономические процессы, опираясь на реально наблюденные числовые данные. Разумеется, разработка техники проведения экономического эксперимента, получение исходных данных, а также проверка гипотезы на совместимость с доказанными фактами невозможны без обращения к информационным источникам, хранящимся в библиотеке.
После того, как выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение (возможно, после нескольких итераций вида «гипотеза – эксперимент»), она может быть включена в качестве приемлемого толкования в теорию изучаемого объекта. Для этого требуется ее систематизированное изложение с уже известными положениями теории, возможно, пересмотр, уточнение последних, установление границ их применимости. Это – кропотливая, но весьма важная часть исследовательской работы, по результатам которой новое знание будет окончательно закреплено и передано для практического использования. Без данного шага вся проделанная ранее работа не может считаться завершенной. При оформлении теории важно опираться на имеющиеся фундаментальные работы в соответствующей области, воспользоваться которыми можно опять-таки в научной библиотеке.
Обращение в библиотеку важно и при поиске путей распространения полученных результатов. Расширение сферы применимости теоретических выводов позволяет увеличить их масштаб, установить границы применимости, а заодно и найти новые противоречия, которые послужат пищей для дальнейших исследований. Например, известно, что в 1937 году Л. Канторович впервые сформулировал и решил для фанерного треста задачу о распределении сырья, позволяющую максимизировать производительность оборудования. Дальнейшие попытки использовать найденный метод для сходных и не очень задач (не только в экономике, но и в технике) привели к возникновению теории линейного программирования и одновременно к установлению границ ее применимости: выпуклые множества допустимых значений с линейной целевой функцией. В процессе расширения границ применимости была обнаружена общность метода Л.Канторовича с методом «анализа деятельности» Тьяллинга Купманса, сходного с транспортной задачей. Впоследствии оба метода были обобщены, а их авторы совместно получили Нобелевскую премию по экономике 1975 года. Первостепенную роль в решении задачи распространения полученных результатов играет поиск сходных, но не решенных пока задач для других объектов или даже в других областях знаний, а также поиск сходных решений для возможного обобщения. На данном этапе рациональнее всего было бы воспользоваться библиотекой.
Итак, на каждом шаге исследовательской работы немаловажную роль играет информационная поддержка, оказываемая научной библиотекой. Но и это еще не все. Окончание каждого шага спирали развития научного знания знаменует собой получение самостоятельного научного результата, имеющего определенную научную ценность. Для полного завершения одного витка всей спирали (от противоречия до противоречия) усилий одного исследователя в современных условиях часто оказывается недостаточно. Для активного развития науки необходимо, чтобы к описанному спиралевидному движению подключалось как можно больше заинтересованных исследователей. Поэтому ученому важно завершить каждый шаг публикацией полученных результатов. Нечего и говорить о том, что опубликованные результаты также помещаются в библиотеку и становятся, благодаря этому, доступными широкому кругу ученых.
Таким образом, научная библиотека является «первой лабораторией» не только по времени обращения, но и по своему значению для исследований. Наука не только «развивается», но и «живет» в библиотеках, которые не только предоставляют информационное обеспечение научных исследований на всех этапах развития научного знания, но и выступают связующим звеном между исследователями, обеспечивая распространение и преемственность результатов.
Вместе с тем, функция «первой лаборатории» обязывает библиотеку ко многому, в первую очередь, к оперативному пополнению информационного фонда и к обеспечению пользователям удобного и быстрого доступа к имеющимся источникам. В условиях активного развития информационных технологий функции библиотеки как инфраструктурного звена в организации научной работы, на мой взгляд, не прекращаются, а переходят на качественно новый уровень, связанный с переводом хранимой информации в электронный полнотекстовый формат, автоматизацию обработки поисковых запросов пользователей, выдачу текстов читателям в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет.
Ключевые слова: научная библиотека, научная гипотеза, научный эксперимент, распространение полученных результатов, информационная поддержка
Автор: О.Ю. Рыжков