БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И.В. Осипова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье показано, что динамичное развитие инновационной экономики требует уточнения нормативно-правовой базы как с точки зрения бюджетных назначений, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности организациями различных организационно-правовых форм, так и с позиций осуществления непрерывного контроля со стороны государства объектов интеллектуальной собственности (ОИС), особенно создаваемых через систему государственного заказа.
Ключевые слова: приоритеты в области науки и технологий, критических технологии, получатели бюджетных средств, учет нематериальных активов, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств и полученных результатов.
Политика приоритетов в области науки и технологий призвана стать основой реального формирования высокотехнологичной национальной промышленности России. Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономических целей. В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить некоторую совокупность критических технологий.
Усилия по созданию экономики, базирующейся на передовых технологиях, должны стать решающим фактором для экономического подъема, технологической независимости России, обеспечения конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции и роста качества жизни россиян.
Государство определило
перспективные направления технологической модернизации отечественной экономики
в форме критических технологий (Распоряжение Правительства РФ № 1234-р от 25
августа
Перечень критических технологий включает следующие направления развития критических технологий, в их числе:
1. Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии
2. Биоинформационные технологии
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных
5. Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств
6. Клеточные технологии
7. Нанотехнологии и наноматериалы
8. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
9. Технологии биоинженерии
10. Технологии водородной энергетики
11. Технологии механотроники и создания микросистемной техники
12. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы
13. Технологии новых и возобновляемых источников энергии
14. Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений
15. Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации
16. Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы
17. Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов
18. Технологии производства программного обеспечения
19. Технологии производства топлив и энергии из органического сырья
20. Технологии распределенных вычислений и систем
21. Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф
22. Технологии создания биосовместимых материалов
23. Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления
24. Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов
25. Технологии создания и обработки кристаллических материалов
26. Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров
27. Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем
28. Технологии создания мембран и каталитических систем
29. Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники
30. Технологии создания электронной компонентной базы
31. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии
32. Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем
33. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания
34. Технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники
35. Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых и др.
Критические технологии - это новые технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и технологий. Критические технологии обеспечивают мультипликативный эффект развития реальных секторов экономики страны, а их реализация должна вносить прямой, а не опосредованный, вклад в рост качества жизни народа или развитие экономики через повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Эти технологии относятся к объектам интеллектуальной собственности (ОИС). Во всем мире в последнее время необычайно быстро идут процессы включения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. И это не удивительно, как показывает мировая практика, стоимость собственности может достигать сотен миллионов долларов, а доля интеллектуальной собственности может достигать более половины стоимости всего капитала предприятий и организаций.
В целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях переходного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный современный зарубежный опыт планирования и прогнозирования развития рыночной экономики.
Одобренная Правительством РФ 01.10.2008
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года предусматривает развитие России в два этапа. Первый этап
(до
В зависимости от состояния экономики в определенный период выявляется ядро приоритетных направлений, т.е. число критических технологий может сужаться или расширяться.
С учетом мирового финансового кризиса общим для всех этих стран стала совокупность критических технологий, определенная в зависимости от развития науки и техники, а также спроса со стороны самых динамичных отраслей экономики, в их числе[1] :
· производственные технологии;
· электроника и информационные технологии;
· новые материалы;
· науки о жизни и биотехнология.
Развитие названных областей отвечает и национальным интересам России. Именно эти приоритетные направления науки и техники, как показывает мировой опыт, являются магистральными в формировании нового технологического ядра - основы экономики высокоразвитых стран начала XXI века.
Однако копирование общепринятых приоритетов ведет к недооценке собственных геополитических, социально-экономических, культурно-исторических и других особенностей. Учет национальных возможностей должен производиться таким образом, чтобы в максимальной степени раскрыть перспективы использования своих конкурентных преимуществ. Вопрос соответствия приоритетных направлений науки и техники, критических технологий федерального уровня национальным целям развития страны заслуживает особого внимания.
Таким образом, с одной стороны, разработка критических технологий является перспективным направлением социально-экономического развития России, с другой стороны, для реализации инновационного развития экономики России нужна соответствующая нормативно-правовая база, а она в настоящее время требует существенного реформирования.
В Бюджетном Кодексе Российской Федерации провозглашен принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Тем не менее, в Бюджетном Кодексе Российской Федерации в подразделе раздела 04 «Национальная экономика» отсутствует направление расходования средств на инновационные проекты и не указаны механизмы развития критических технологий.
С 1 января
Перечень объектов интеллектуальной собственности приведен в п. 1 ст. 1225 ГК РФ. В него входят:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
- базы данных;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
По указанным объектам отчуждаться могут лишь
права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ, действует с 1 января
Более того, в приведенном перечне отсутствуют критические технологии.
Следует отметить, что в широком смысле: под нематериальными активами (НМА) понимаются ОИС, т.е. неденежные активы, не имеющие материальной формы, способные приносить организации экономические выгоды (именно так определяются нематериальные активы МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы").
В узком смысле - это те активы, учет которых регулируется нормами ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н. В этом случае под действие ПБУ 14/2007 попадают только результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, оформленные соответствующими охранными документами, и объекты, прямо перечисленные в п. 4 Положения.
ПБУ 14/2007 заменило собой ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", которое было утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н и утратило силу в соответствии с Приказом Минфина России от 23.01.2008 N 11н.
Новое Положение принято в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Приказа N 153н). ПБУ 14/2000 в свое время принималось во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
ПБУ 14/2007, несмотря на отсутствие ссылки на МСФО, вобрало в себя многие нормы МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы". Более того, в Положении имеется прямая отсылочная норма к международным стандартам финансовой отчетности, а именно предлагается воспользоваться нормами МСФО при проведении процедур обесценения нематериальных активов (далее - НМА).
Принятие новой версии документа
было связано, в том числе и с вступлением в действие с
Новое Положение содержит достаточно революционные изменения для отечественного учета. В частности, предусмотрен пересмотр сроков полезного использования и методов амортизации, вводится механизм обесценения НМА.
Однако в терминологии ПБУ 14/2007 отсутствуют понятия «приоритетные направления развития экономики», «критические технологии» что сказывается на порядке определения стоимости таких объектов, особенно, если они созданы по государственному заказу, и на организации их учета.
В сферу применения Положения попадают организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (п. 1 ПБУ 14/2007). В соответствии с предыдущей версией Положения действие стандарта распространялось только на коммерческие организации. Теперь действие ПБУ 14/2007 распространяется на некоммерческие организации в отношении объектов, принимаемых к бухгалтерскому учету в 2008 и последующие годы. Для коммерческих и некоммерческих организаций важно не только как учитывать критические технологии, но и как отражать их в бухгалтерской отчетности.
Развитие инновационной стратегии России осуществляется в двух направлениях: через внедрение механизма проведения собственных НИОКР и через построение открытой организационной структуры для восприятия внешних инноваций. Такой принцип построения стратегии инновационного развития России адекватен современным условиям осуществления производственно-хозяйственной деятельности всех отраслей.
Следует особо подчеркнуть, что федеральные целевые программы (ФЦП) - важнейший инструмент реализации инновационной политики Российской Федерации.
Для повышения эффективности реализации федеральных целевых программ, содержащих НИОКР, в современных условиях:
- необходимо создать более эффективную систему управления на основе чёткого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- необходим мониторинг ФЦП, регулярный анализ и при необходимости корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, характеризующих исполнение ФЦП;
- необходимо перераспределение объёмов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Но наиболее общие проблемы при реализации ФЦП возникают из-за отсутствия до настоящего времени:
- чётких единых критериев эффективности использования бюджетных средств, позволяющих оценить количественно результаты использования бюджетных средств;
- несовершенства существующих методик по оценке эффективности использования бюджетных средств и полученных результатов.
Более того, для оценки эффективности ФЦП необходимо оценивать полученные результаты от реализации программ по многим критериям:
- с точки зрения их социально-экономической значимости,
- по масштабам воздействия на окружающую среду и экономики страны в целом,
- по степени вовлечения ресурсов и т.п.
Несмотря на то, что критерии оценки эффективности (например, индикаторы) индивидуальны для каждой программы, можно выявить и систематизировать общие критерии, которые позволят наиболее полно оценить результаты от реализации ФЦП любой социально-экономической направленности.
Система заказа государства на научно-техническую продукцию и НИОКР является частью общегосударственной системы поставок товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также важнейшим элементом системы государственного управления научно-техническим комплексом страны. Заказ государства на научно-техническую продукцию определяется как совокупность заключенных государственных контрактов и трактуется в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «государственный и муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета». Вместе с тем критерии по размещению государственного заказа на разработку инновационных технологий и систему закупок товаров для государственных нужд должны быть различны.
Следует отметить и то, что наблюдаются противоречия между декларацией о необходимости развития инновационной экономики страны по приоритетным направлениям и планированием федерального бюджета на эти цели.
В ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н, которым следует руководствоваться при выполнении НИР или НИОКР, не даны определения «научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ». Нет в ПБУ 17/02 понятий и оценки значимости «инновационных технологий», «критических технологий».
С учетом изложенного разработка и научное обоснование предложений по повышению эффективности реализации ФЦП и соответствующей нормативной базы, является важным и актуальным вопросом.
Кроме того, для динамичного развития инновационной экономики нормативно- правовая база должна быть уточнена и с точки зрения бюджетных назначений и ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности организациями различных организационно-правовых форм, и с точки зрения организации непрерывного контроля со стороны государства объектов ОИС в виде критических технологий, особенно создаваемых через систему государственного заказа.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Правительством Российской Федерации от 01.10.2008 г.
4. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н.
5. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н.
6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка и научное обоснование предложений по повышению эффективности реализации федеральных целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения, и соответствующей нормативной базы» УДК 006.07:342.4(047.3), Гос. контракт № 02.521.11.1080 от 15.06.2009г.
[1]Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1243-р
«Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое
значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства
(критические технологии)»
Ключевые слова: приоритеты в области науки и технологий, критических технологии, получатели бюджетных средств, учет нематериальных активов, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств и полученных результатов
Автор: И.В. Осипова