Развитие межпродуктовой конкуренции на рынке моторного топлива
С.Н. Чирихин
РАЗВИТИЕ МЕЖПРОДУКТОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
В статье анализируется состояние и перспективы развития рынка газомоторного топлива в контексте возможности замещения автомобильного бензина сжиженным углеводородным газом потребителями. Характеризуется динамика развития рынка, производится сравнение положения дел в Российской Федерации и за рубежом, доказывается коммерческая перспективность перевода транспорта на газомоторное топливо. Приведены аргументы в пользу необходимости государственного поощрения процесса развития исследуемого рынка.
Ключевые слова: газомоторное топливо, углеводородный газ, топливный рынок.
Рост цен на бензин снова и снова ставит вопрос о поиске равноценной замены данного топлива на альтернативное. Наиболее реальный кандидат на такую замену –углеводородный газ.
Газ имеет два главных преимущества перед бензином – экологичность и более низкая цена. Выбросы в атмосферу транспортных средств, работающих на газе, значительно ниже, чем у машин, использующих бензин или дизельное топливо. Кроме того, он на 40%-50% дешевле.
В 2000 -
К настоящему времени в 60 странах мира на этом виде топлива работают более 3,5 миллионов автомобилей. Уже построено более 6,5 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Все более популярными становятся установки индивидуального пользования, которые с успехом применяются для заправки автомобилей газом в коттеджах, подземных гаражах и т.д. Всего в мире продано более 8 тыс. таких заправочных установок.
По численности метановых автомобилей - 40 тыс. - Россия сегодня занимает 11 место в мире. Для сравнения, всего парк автомобилей в России составляет 25 млн. машин. Основным потребителем данного топлива на российском рынке является общественный транспорт – маршрутные такси, а также автопарки различных госорганизаций, например, машины коммунальных служб. Количество построенных АГНКС равно 212 (данные 2004 года). Их суммарная ежегодная проектная производительность составляет около 2 млрд. кубометров. Причем 87% этих АГНКС (185) находятся в собственности ОАО «Газпром». Через АГНКС Газпрома в 2005 году реализовано более 150 млн. кубометров газа, что на 32 млн. кубометров больше, чем в 2004 году.
Российские АГНКС расположены в большинстве республиканских, краевых и областных центров и вдоль автомагистралей федерального значения от западных границ Российской Федерации до рубежа Новокузнецк - Кемерово - Томск. При проектировании сети АГНКС предполагалось, что они должны находиться на удалении около
В настоящее время разработана достаточно широкая гамма АГНКС и передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ). Комбинированное использование стационарных и мобильных средств заправки природным газом обеспечивает большую гибкость организации бизнеса.
Если раньше в России строились в основном станции большой производительности (на 250 и 500 заправок в сутки), то теперь более целесообразным представляется уплотнение сети АГНКС за счет станций малой (до 100 заправок) и средней (100 - 150 заправок) производительности.
Относительно новым энергоносителем на российском топливном рынке стал сжиженный углеводородный газ (СУГ). В течение нескольких лет научные организации и инжиниринговые компании ОАО "Газпром" осуществляли НИОКР, увенчавшиеся созданием полного комплекса технологического оборудования для получения, хранения, транспортировки и регазификации СУГ. СУГ открывает совершенно новые возможности для газоснабжения коммунально-бытовых и промышленных потребителей, удаленных от магистральных и распределительных газопроводов. Газомоторное топливо (ГМТ) на основе СУГ может производиться с последующей транспортировкой в любом месте, где имеются источники природного газа. Это и магистральный газопровод высокого давления, и газопроводы низкого и среднего давления, и городская газораспределительная сеть, и газовое месторождение. Газомоторное топливо может быть получено также из других источников. Например, нефтяной попутный газ, свалочный газ и биогаз. Малотоннажное производство СУГ может быть организовано на АГНКС и газораспределительных станциях (ГРС). Используя потенциал перепада давления, дросселирующие установки позволяют получать до 1 тонны СУГ в час. При этом установки производительностью до
Таким образом, рынок газа как автомобильного топлива, несомненно развивается и имеет очевидные перспективы. Основным стимулом развития рынка является, как уже отмечалось, рост цен на бензин и дизельное топливо, что вызывает увеличение спроса на газ и создает предпосылки для достаточно высокой окупаемости проектов перевода транспорта на газ и строительства газовых заправочных станций.
Так, стоимость переоборудования легкового автомобиля на газ составляет от 8,5 тыс. руб. (включая оборудование, работу и, как правило, год гарантии). Окупаемость этих вложений зависит только от пробега и разницы в цене газа и бензина. Правильно отрегулированное оборудование позволяет экономить около 50% на каждой заправке. Так, для бензина Аи-92 при цене 17 руб./л, пробеге автомобиля
Следует отметить, что при соблюдении достаточно простых правил, эксплуатация газомоторного транспорта не создаёт дополнительных проблем для его владельца. Ограничение, по сути, одно – необходимо регулярно и своевременно проводить диагностику газовой магистрали, что не требует существенных материальных и временных затрат. Кроме того, существует ряд косвенных обстоятельств, которые обычно не учитываются при оценке достоинств газобаллонного автомобиля - это снижение вредных выбросов до норм, составляющих десятые доли ПДК, определяемых ГОСТом, увеличение пробега между заменами масла и общего пробега автомобиля (приблизительно в 1,5 – 2 раза), практически полное отсутствие детонации, снижение уровня шума, создаваемого работающим двигателем, и др.
Таким образом, следует признать безусловную перспективность использования газа в качестве альтернативы автомобильному бензину в складывающихся экономических условиях – плюсы его применения явно перевешивают минусы.
В разных регионах России развитие розничного рынка СУГ происходило неравномерно. В европейской части страны сеть АГЗС достаточно развита. В Москве, в силу ряда обстоятельств, основная часть АГЗС расположена за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги, что, безусловно, сдерживает развитие рынка, хотя значительная часть пассажирского транспорта переведена на сжиженный газ. Причем, правительство Москвы выступало одним из инициаторов переоборудования.
В целом за последние годы потребление природного газа автомобильным транспортом в России стабильно растет на 14-20% в год. В настоящее время в России около 400 АГЗС (данные на декабрь 2005 года), их развивает в основном СИБУР (дочерняя структура Газпрома). В Центральном федеральном округе по сравнению с 2000 годом лидером в использовании газомоторного топлива стала Тульская область, в которой объем его потребления увеличился с 1,2 до 8,2 млн. куб. м в год, или более чем в шесть раз (данные за 2005 год). В четыре раза вырос объем реализации природного газа для транспорта в Рязанской и Ярославской областях, примерно два раза – в Московской и Владимирской, в полтора раза – в Смоленской, Курской и Белгородской областях.
За Уралом центром переоборудования и эксплуатации автотранспорта, работающего на СУГ, традиционно считается г. Омск, где еще в советские времена было переоборудовано достаточно большое количество (до 60%) государственного транспорта (такси, грузовые автомобили). По причине размещения непосредственно в городе одного из крупнейших российских нефтеперерабатывающих заводов (Омский НПЗ), он и сегодня остается пионером данного направления среди всех городов, расположенных за Уралом. Количество АГЗС по разным данным составляет от 30 до 50. Стоимость переоборудования низка, очень развита конкуренция между установщиками и владельцами АГЗС. Рынок близок к насыщению. Имеется собственное производство газа, баллонов, в основном используется дешевое отечественное и белорусское оборудование.
Проявлением стимулирующих подходов к развитию рынка стала разработка и последующая реализация целевой региональной программы «Внедрение на предприятиях Омской области технологий использования природного газа в качестве моторного топлива». Исполнителем программы выступает фирма «Метан-моторс», являющаяся дочерним предприятием тюменской «Мега групп». «Мега групп» осуществляет монтаж газокотельного оборудования, оснащение газопроводов промышленного и бытового назначения, внедрение технологий, связанных с повышением эффективности использования природного газа. Имеет более 20 филиалов в различных регионах России.
Первым участником программы является автотранспортное предприятие «Апрес» (более 2000 единиц подвижного состава, имеет филиалы в райцентрах Омской области). В качестве потенциальных участников рассматриваются такие ведущие перевозчики, как ОАО «Облавтотранс», муниципальные пассажирские предприятия Омска. Перевод 70 тыс. государственных транспортных единиц Омской области на метан позволит экономить в региональном бюджете до 12 млн. руб. ежегодно.
На первом этапе газовые заправочные станции нового поколения будут построены на федеральных дорогах и выездах из города для заправки транзитного транспорта. На втором этапе предполагается использование компрессорных заправок для обслуживания ведущих региональных и городских перевозчиков и сельского транспорта.
Перевод 70 тыс. автомобилей с бензина на метан может существенно повлиять на заправочный бизнес «Сибнефти», занимающей в области около 90% розничного бензинового рынка. Реализация описанных намерений позволит правительству Омской области ограничить монопольное присутствие «Сибнефти» на рынке бензина и дизельного топлива. Автогазовые заправочные станции, действующие в Омске, являются частными и не имеют отношения к «Сибнефти» как к поставщику сжиженного газа.
Как противоположность описанному, Новосибирская область в данном отношении – самый инертный регион в Сибири. Сегодня на новосибирском рынке газовых заправок по состоянию на 01.07.06 г. работают 21 АГЗС, среди наиболее крупных хозяйствующих субъектов рынка можно назвать «Сибцентрлайн» (4 АГЗС), «Газаппаратура» (3 АГЗС), «Гранд» (2 АГЗС). Свой интерес к розничному газовому рынку проявляют ОАО «Сибгаз», «Сибирьгазсервис» и некоторые частные предприниматели.
Ёмкость мелкооптового и розничного рынков области составляет около 24000 тонн в год. Действующих газовых хранилищ – 4 при ежемесячной общей ёмкости хранения порядка 4500 тонн. Рынок АГЗС ненасыщенный, но конкурентный за счет относительно небольшого количества транспорта, переоборудованного для работы на СУГ.
В 2005 году новосибирская областная администрация была готова предоставить поддержку ООО «НовосибирскГазСнаб» из бюджета в форме субсидирования ставки банковского кредита, привлеченного компанией на три года, для осуществления масштабного проекта создания АГЗС на территории региона. Полная стоимость проекта составляла 60 млн руб.
В результате реализации проекта планировались строительство по одной АГЗС в каждом из 30 районов области и перевод муниципального транспорта на сжиженный газ. Поставка газа должна была осуществляться с Омского нефтеперерабатывающего завода автомобильными газовозами. Бюджетная экономия могла составить 76 млн руб. Помимо муниципального транспорта, «НовосибирскГазСнаб» планировал продавать газ и частным автовладельцам. Однако окончательное решение о бюджетной поддержке развития системы газовых заправочных станций на территории области до сих пор не принято.
В целом можно констатировать, что представители региональной власти не обеспечили благоприятный климат субъектам регионального рынка СУГ несмотря на то, что была разработана (еще в 1999г.) и номинально действует «Программа по развитию рынка газомоторного топлива в Новосибирской области с 2000 по 2005г.г.». Развитие новосибирского рынка идет с очень большим трудом. Те предприятия, которые сейчас представлены на рынке, создавали этот рынок «с нуля», сначала убеждая автовладельцев переоборудовать автомобили для работы на газе (причем иногда за свой счет), а потом решая проблемы с землей и расположением АГЗС. Согласовать размещение АГЗС в Новосибирске сейчас уже практически невозможно якобы из-за отсутствия подходящих площадок. Стоимость участка в черте города с согласованиями составляет до 50% от стоимости проектирования и строительства.
Таким образом, в Новосибирской области речь может идти не то чтобы о развитии рынка газомоторного топлива, а, скорее, о его торможении.
По экспертной оценке одного из участников рынка газомоторного топлива типовой проект строительства и эксплуатации АГЗС в Новосибирской области имеет следующие финансово-экономические параметры:
· Сметная стоимость - 10,4 млн.руб., в т.ч. :
- стоимость специального оборудования – 2,0 млн. руб.;
- единовременный взнос за участок – 1,0 млн. руб.;
- разработка проектной документации – 0,5 млн. руб.;
- получение согласований и разрешений – 0,9 млн. руб.;
- СМР и материалы, ПНР – 6,0 млн. руб.;
· Срок строительства – 1 год;
· Проектная мощность АГЗС –
· Срок окупаемости с учетом возврата сумм НДС после сдачи объекта в эксплуатацию - от 1-го до 2-х лет.
Таким образом, данный типовой проект обладает несомненной финансовой привлекательностью, и, если региональный рынок СУГ не развивается, как показано выше, на то есть причины в виде различного рода административных барьеров и препятствий (иную причину предположить трудно).
К этому можно добавить, что в принципе на региональном уровне существуют совершенно реальные механизмы возможного государственного стимулирования инвестиций в строительство АГЗС. Например, в Новосибирской области существует так называемый земельный коэффициент, который применяется в зависимости от объекта строительства, района города или области, расположения и т.д. К АГЗС применяется та же величина данного коэффициента, что и для традиционных АЗС. Эта величина может доходить до 12 (максимальный уровень). Причем, она влияет на единовременный взнос за право аренды, который необходимо оплатить ещё до начала строительства, на стадии предварительных согласований. Установление пониженного значения этого коэффициента для АГЗС – реальный механизм поддержки инвестиций в рассматриваемое направление бизнеса.
На отмеченные трудности развития рынка на региональном уровне наслаиваются проблемы, имеющие значение для всей страны, - отсутствие необходимой законодательной базы (соответствующий закон рассматривается Госдумой почти полтора года), неразвитость институтов регулирования рынка газомоторного топлива, неточность доступных общих прогнозных данных о потребностях потребления по регионам и стране в целом, необходимость строительства хранилищ для СУГ – резервуарных парков.
На федеральном уровне есть понимание необходимости изменения ситуации. В частности, комиссия по газомоторному топливу при правительстве РФ одобрила проект концепции газификации автотранспорта и сельскохозяйственной техники России до 2020 года. Реализация этого этапа позволит в 2006-2010 годах увеличить количество транспорта, работающего на природном газе на 120-140 тыс. единиц. К 2011 году планируется довести этот показатель до 190-210 тыс. На заключительном этапе в 2011-2020 годах парк автомобилей, работающих на природном газе, должен быть увеличен до 1 млн. штук, а число заправочных станций должно составить более 1 тыс. АГЗС. Однако на данный момент, по мнению автора, надеется на успешную реализацию данной программы оснований не много – до сих пор ни одно начинание правительства за последние 10 лет до конца не было доведено (а иногда даже не выходило за рамки декларации).
В целом можно констатировать, что российский рынок газа до сих пор не сформирован. В то время, как в ряде стран бурно развивается автогазозаправочный бизнес, причем в значительной степени на ресурсах СУГ из России, в нашей стране он формируется хаотично по инициативе малого частного бизнеса, без рыночного регулирования и практически в «непрозрачных» условиях взаимоотношений между субъектами рынка. Если в Европе стандартные АЗС зачастую объединены с газозаправочными комплексами, то в России даже само место расположения просто газозаправочной станции вызывает ряд (очень длинный) вопросов, связанных с непродуманностью внутренних стандартов, правил, а зачастую просто с безграмотностью чиновников, от которых зависит решение вопроса. В противоположность такой ситуации, к примеру, в Польше работают тысячи АГЗС, создана целая индустрия производства технологического оборудования и сервиса, в инфраструктурной подотрасли создано около миллиона рабочих мест. В России отрасли снабжения газомоторным топливом как единого целого фактически нет.
Безусловно, отмеченные проблемы необходимо решать на федеральном уровне. Но от затягивания принятия соответствующих мер страдают в первую очередь регионы. Поэтому до окончательного разрешения назревших вопросов необходимо предпринимать энергичные шаги на региональном уровне, успешность чего и демонстрирует Омская область. В качестве общих направлений реализации таких шагов, как это следует из статьи, можно назвать:
1. Снижение административных барьеров строительства АГЗС.
2. Стимулирование инвестиционной активности участников рынка газа.
3. Демонополизация рынка.
4. Усиление эффективности антимонопольного контроля в отрасли.
Лидеры мирового автомобилестроения уже выпускают транспортные средства, способные потреблять как определенные марки автомобильного бензина, так и газомоторное топливо. Думается, что когда в том числе за счет государственной поддержки на дорогах России появится большое количество таких автомобилей при создании соответствующей системы АГЗС, можно будет с уверенностью говорить о состоявшемся расширении рынка автомобильного бензина за счет рынка газомоторного топлива и образовании единого рынка топливных ресурсов для автомобилей. Естественно, при этом вырастет количество субъектов рынка, скорее всего, уменьшатся на общем рынке доли наиболее крупных его участников и, вероятно, снизится или ликвидируется рыночная власть доминирующих предприятий. Все это будет без сомнения активизировать конкуренцию. Пока же об этом говорить преждевременно.
К сказанному добавим, что развитию межпродуктовой конкуренции на рынке моторного топлива послужили бы меры по государственному стимулированию производства и использования в данном качестве спирта, рапсового масла (о данном направлении начинают говорить на Алтае) и прочих потенциальных заменителей бензина и дизельного топлива.
Ключевые слова: газомоторное топливо, углеводородный газ, топливный рынок
Автор: Чирихин С.Н.