В.В. Радионов
УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье обосновывается необходимость инновационного развития не только новых, но и традиционных отраслей российской экономики как следствия переменных своевременной жилищной, транспортной и др. проблем, сдерживающих перспективное развитие страны, и утверждается, что развитие в форме бума с последующим спадом гораздо эффективнее, так как позволяет своевременно концентрировать средства на важнейших проблемах развитие
Ключевые слова: валовой внутренний продукт, социальный эффект, жилищная проблема, развитие транспорта, скачкообразное развитие, жизнеспособность системы.
Официальная статистика показывает рост российской экономики с
Ставить задачу увеличения (удвоения) ВВП, как задачу целеполагания для экономики страны, в условиях России бессмысленно, так как всегда можно выбрать такие методики расчета, которые дадут нужный результат, если есть потребность авторитетных инстанций. Задача облегчается тем, что российская статистика, а также все структуры, предоставляющие информацию, имеют давние традиции решать проблемы с помощью манипуляций в отчетных данных.
Существуют исследования, определяющие ежегодный рост в 1-1,5% (Г.И.Ханин, Н.И.Суслов и др.). Ссылаясь на проблемы расчета дефлятора, завышение отчетных показателей, манипуляции со структурой учитываемых факторов авторы этих исследований связывают динамику ВВП с динамикой достаточно надежных натуральных показателей, например, потреблением электроэнергии, объемом железнодорожных перевозок и т.д. Эти исследования имеют смысл как альтернативные варианты оценок, но результаты также зависят от многих факторов, в том числе структурных сдвигов в экономике, взаимозаменяемости продукции, развития технического прогресса и т.д.
Но проблема оценки состояния и перспектив развития российской экономики представляется гораздо более сложной и не решается простыми средствами, такими как удвоение ВВП за 10 лет.
Рассмотрим постановку и подходы к решению сложной социальной и экономической проблемы на примере одной из важных для всех стран мира проблем – жилищной. Наличие, острота и решение жилищной проблемы может быть определено и оценено натуральным показателем, например: м2 жилья на 1 человека, строительство за год жилья в м2 и м2 на одного человека. Но существующий фонд жилья не однороден по качеству. Может быть или не быть электричества, водопровода, канализации, ванны (душа), туалета (на улице, на лестничной площадке, этаже, в доме и т.д.), телефона и т.д. Жилье может располагаться различным образом по отношению к транспортным сетям, улица может быть замощенной или нет и т.д. Поэтому должен существовать некоторый стандарт (или система стандартов), определяемый уровнем и целями развития страны. Будем иметь ввиду уровень комплектации квартир советского периода.
С точки зрения санитарии показатель м3 жилья на человека важнее, чем м2на человека. Но количество м2 на человека можно увеличить за счет снижения высоты потолков. К тому же существует жилая (комнаты) и полезная (кухня, санузлы, коридоры, кладовки) площади. Жилая площадь оказывается показателем более универсальным для размещения людей. В полезную можно включать лестничные площадки, а можно и не включать. Открываются возможности для дальнейших манипуляций. Заказчики жилья (в советское время это естественно не будущие жильцы) выбирают систему показателей и принимают систему стандартов, до предела сокращая полезную площадь и за счет этого увеличивая строительство жилой.
Это уже манипуляция, ведущая к снижению стандарта жилья как такового, не считая людей.
Социальный эффект строящегося жилья будет существенно определяться его структурой (общежитие, малосемейные, одно-, двух - и т.д. комнатные квартиры). Максимальный социальный эффект будет получен оптимальным распределением жилья, например, одинокий человек – общежитие или малосемейка, семья из двух человек – малосемейка или однокомнатная квартира и т.д. Но две однокомнатные квартиры для строителей сложнее, чем одна двухкомнатная, а от них требуется м2 жилья. Уже возникает задача, требующая специального решения.
Производственные структуры – не благотворительные организации. Государство может заниматься благотворительностью только в той степени, в какой это посильно для его производственного аппарата. Максимальный социально-экономический эффект может быть получен при решении жилищной проблемы когда улучшение жилищных условий человека связано с увеличением его вклада в общий результат деятельности общества. Улучшая свои жилищные условия человек должен увеличивать свой трудовой вклад и производить будущих эффективных работников. Это существенно определяется методами распределения жилья. Крайние случаи – система очередей советского периода и свободный рынок (абстрактная система, привести современные примеры которой чрезвычайно трудно). Существует множество промежуточных или дополнительных вариантов: льготные кредиты, муниципальное жилье, служебное жилье и т.д. Достичь максимального социально-экономического эффекта с помощью системы очередей практически невозможно из-за огромной размерности, чрезвычайной сложности задачи и возможных злоупотреблений при ее решении. Принципы формирования очередей не эффективны. Принцип по нуждаемости приводит к тому, что в очереди на равных правах, а чаще всего с преимуществами плохие работники, алкоголики, преступники и прочие категории людей с низкой социально-экономической полезностью. Саму полезность работника определить довольно сложно из-за неограниченного разнообразия работ и субъективной составляющей в оценке. К тому же высоко оцененный работник, получив жилье, может поменять место работы. Это может не соответствовать ни приоритетам государства и местных властей, ни тем более предприятия. Вводить ограничения опасно, так как существует множество объективных причин таких поступков и санкции (перераспределение) связаны с предельной сложностью принимаемых решений и возможностями неограниченных злоупотреблений. Таким образом, кроме небольшого числа стабильно хороших работников стимулирующая функция очередей характерна для очень небольшого числа других категорий людей.
Показателен пример завода АвтоВАЗ в г. Тольятти 70-х годов. При строительстве завода был построен город. Рабочие приезжали со всех концов СССР, привлекаемые возможностью получения жилья и автомобиля. Но, решив свои проблемы, многие работники предприятия стали уходить с него. Так как в городе появлялись другие рабочие места, вызванные его развитием. К тому же люди возвращались на родину обменивая квартиры. Стали рождаться и подрастать дети. Через три года после пуска завода жилищная проблема для работников предприятия стала нарастать и быстро превратилась в хроническую. Это типичный пример советского периода. Если дефицит жилья в стране существует, его невозможно избежать в каком-то одном месте.
Рыночный механизм распределения жилья не намного лучше. Жизненный цикл человека при вступлении в трудоспособный возраст включает на первом этапе потребность в достаточно изолированном помещении, затем создание семьи, ее рост и потребность в расширении жилья. Существуют барьеры решения жилищной проблемы на каждом этапе – барьеры наличие средств. Возможность внутрисемейного перераспределения жилья довольно ограниченна. В богатых странах существует система кредитов. Для ее существования необходимо достаточное количество эффективных рабочих мест, чтобы расплатиться с кредитами до следующего этапа. Если барьеры не преодолены, то снижаются стимулы к труду, прекращается развитие работника, останавливается рост заработной платы, сужается рынок и т.д. Рыночная экономика не создает автоматически продукцию для удовлетворения потребностей различных групп населения. Ее вполне устраивает структура ограниченного производства дорогой продукции для богатых и ограниченного производства некоторой продукции для бедных. Только социальные конфликты, профсоюзное движение, вмешательство государства (установление стандартов, финансирование проектирования и создания предприятий, организация производства или давление на производителей, контроль цен) создали более менее приемлемую социально-экономическую систему богатых стран.
Жилищные условия бедных слоев населения Англии середины XIX века хорошо описаны К.Марксом. Реальное решение проблемы создания нормальных жилищных условий для большей части населения началось в Западной Европе и США в 20-х и 30-х годах в условиях острых социальных противоречий как способ их разрешения. Развитие этого процесса можно отразить следующим образом (не учитывая военное время):
В зависимости от динамики численности населения и темпов обновления жилого фонда период бурного роста жилищного строительства может сменяться некоторым снижением, стабилизироваться или уже медленно расти, но в любом случае можно выделить с большей или меньшей точностью некоторую начальную точку развития процесса и момент преимущественного решения проблемы. Причем период Dt не превышает период жизни одного поколения, а величина DP достаточна, чтобы за этот период реализовать некоторый обоснованный жизненной практикой принцип, например:
- каждому жителю страны отдельную комнату;
- каждой семье отдельную квартиру, в том числе одна комната родителям плюс по комнате детям одного пола до 10 лет плюс одна комната ребенку старше 10 лет и т.д.
Возможно другие, но такие же естественные, обусловленные системой жизненного обеспечения человека критерии. Только при их реализации возможно оценивать процесс в показателе м2. Иначе этот показатель не имеет смысла. На стадии целеполагания и оценки результата он не может использоваться вообще. Именно к рассмотренному методу оценки решения жилищной проблемы подходили (очень не последовательно) в СССР.
Функцию, изображенную на рис.1 можно проинтегрировать, получим:
Получиться кривая, близкая к кривой с насыщением.
Люди не равны по своему вкладу в результатами общественного труда, следовательно, и по доходам. Но они должны быть максимально включены в процесс совершенствования жилищных условий. Только тогда они станут элементами единой социально – экономической системы.
Должны существовать возможности участия в рассматриваемом процессе различных по доходам категорий людей ступенчатому характеру доходов должен соответствовать ступенчатый характер решений жилищной проблемы:
категории жилья
Внутри каждой ступени могут быть свои более мелкие ступени. В течение жизни человек может пройти несколько ступеней, одновременного решая комплекс проблем. Жилье может быть особенным, располагаться в малоквартирном или многоквартирном доме, в различных районах населенных пунктов. Поэтому вариантов достаточно много, что бы человек с семьей различного состава мог оптимизировать использование своих доходов на жилье.
Жилье может строиться из различных материалов, размещаться в различных районах населенных пунктов, быть собственным или арендованным и т.д. Важна сама возможность реализации принципа оптимальности.
Такая система сильнейшим образом стимулирует социальную и экономическую деятельность человека, включает его ценным элементом в систему общества в целом,
Менее очевидна проблема развития транспорта, прежде всего дорожной сети. Строительство сети железнодорожных дорог в Западной Европе и США приходиться на вторую половину XIX века. К 1900 году оно было практически завершено. Европа покрылась сетью железных дорог, при которой из любой точки территории основанных европейских стран до ближайшей станции было не более 15-
График, отображающий процесс решения транспортной проблемы, аналогичен приведенному на рис. 1 , но несколько более растянут во времени.
Построенные в период железнодорожного бума дороги долгое время эксплуатировались, с 50-х годов сеть железных дорог стала сокращаться, но основные шаги отрасли совершенствовались под новый подвижной состав, затем появились скоростные магистрали.
Динамика процесса опять идет с постепенными нарастаниями, затем бум и предельное насыщение территории до определенного предела, определяемого не только экономическими и стратегическими, но достигается плотность дорожной сети в соответствии с требованиями индустриальной цивилизации. Задачу облегчает мощное развитие соответствующих отраслей промышленности, делающей возможными затраты, рассчитанные на формирование косвенных эффектов. Дороги - классический пример отрасли, создающий косвенный эффект, определить который проблематично, но наличие, которого оправдывает отсутствие экономической эффективности каждого конкретного объекта
Развитие шоссейных дорог в Европе шло параллельно развитию сети железных дорог, автотранспорт стал развиваться несколько позже и потребовал существенной реконструкции дорожной сети, а в США – практически создание новой дорожной сети. Интенсивное развитие автодорог началось в 30-х годах XX века и закончилось в 60-х (с перерывом на войну).
Автомобильн6ый грузовой транспорт стал постепенно конкурировать с железнодорожным в послевоенное время. Основное его преимущество – доставка товара (продукции) «от ворот до ворот». Это позволяет за счет большей универсальности автомобильных дорог по сравнению с железными более свободно размещать предприятия, сократить количество перегрузок, ускорить продвижение товара. Автомобилизация населения ослабила привязку места жит6ельства по отнгош6еник к работе, торговым центрам, центрам медицинского, культурного и прочего обслуживания.
Аналогичные закономерности присутствуют в развитии сельского хозяйства (« зеленая революция»50-х-60-х годов XX века), производстве сельхозтехники, автомобилей, авиации, телевидения и т.д.
Развитие некоторых отраслей, прежде всего фондообразующих, может представлять собой последовательность скачков:
К таким отраслям можно отнести связь, машиностроения, станкостроения, компьютерную технику и др.
Только энергетика, основанная базовая отрасль развивалась с ускорением в практики на всем рассмотренном временном интервале.
Если рассмотреть периоды скачкообразного развития основных отраслей экономики и социальной сферы, то можно выделить ряд разных характерных периодов (для Зап. Европы и США).
Содержание этих этапов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание основных этапов экономического развития ведущих стран мира
II |
III |
IV | |
Индустриализация |
Развитое индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Глобализация |
1.Железнодорожный транспорт 2.Морской транспорт 3.Речной транспорт 4.Текстильная промышленность |
1. Автотранспорт 2. Авиация 3. Электроэнергетика 4. Жилищное строительство 5.Сельскохозяйственное машиностроение 6. Бытовая техника |
1. Компьютерная техника 2. Приборостроение 3. Бытовая техника 4. Средства автомобилизации 5. Средства связи 6. Шоу бизнес 7. Сервис |
1.Компьютерная техника 2. Средства связи 3.Автоматизация бытовой техники 4.Информационные технологии 5.Финансовые структуры 6.Сервис 7. Шоу бизнес |
Переход ведущих стран мира на каждый новый этап основывался на материальной базе, созданной на предыдущих этапах. Именно реальная завершенность задач предыдущего этапа позволяла перераспределять капитал и человеческие ресурсы в новые отрасли, определяющие содержание последующего этапа.
Развитие промышленности проходит ряд этапов.
Первый этап – эксплуатация машин, непосредственно создающих потребительский эффект. Это паровые машины для фабрик, железные дороги, паровозы, вагоны, морские и речные паровые суда. Производятся они полукустарными методами, простейшие машины для их изготовления делаются самими производителями для своих нужд. Причем большинство стран, кроме единичных (даже одного) лидеров используют импортную технику.
Второй этап – производство машин, непосредственно создающих потребительский эффект. Это производство достаточно быстро возникает во многих странах мира в основном на основе использования импортной техники.
Третий этап – возникновение станкостроения. Производство станков токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных, кузнечно-прессового оборудования и др. составляет основу общемашиностроительных технологий. Оно обеспечивает прежде всего создание машин, непосредственно создающих потребительский эффект и может быть использовано для производства самой разнообразной продукции. Россия до революции
Четвертый этап – создание специальных высокопроизводительных технологий производства важнейшей народнохозяйственной продукции, прежде всего, потребительских товаров. Промышленность стран – экономических лидеров вышла на четвертый этап промышленного развития в начале двадцатого века. Советский Союз, имея огромный потенциал третьего этапа, на четвертый этап не вышел.
Имея порядка тысячи станкостроительных заводов, Советский Союз не мог сам построить автомобильный завод. Практически все предприятия, производившие бытовую технику, в Советском Союзе импортные. Импортное оборудование на швейных фабриках, полиграфических предприятиях и т.д. Время от времени в СССР создавались эффективные технологические системы, например, в фармацевтике, производстве подшипников, некоторых видов инструментов, пищевой промышленности, металлургии и горном деле. Но успехи не были долговременны, организационно не закреплялись и достижения быстро терялись.
В последние десятилетия слабо структурированный хозяйственный комплекс страны распался. Предприятия, выпускающие потребительские товары, все больше используют импортную технику. Это конечно, тоже в некотором смысле нововведения, но они лишают перспектив российские предприятия. Российские предприятия сырьевого комплекса все больше используют импортное оборудование. Крупнейшая нефте-, газо- и угледобывающая страна не располагала полными комплектами технологий их добычи. Развал СССР еще более углубил ситуацию. Импортная техника в этих отраслях также в определенном смысле является нововведением. Но все же следует давно оставить сформировавшуюся в 70-80-х годах традицию считать нововведениями любые изменения в продукции, технологии или организации производства. Принципиальное решение задачи управления развитием экономики возможно только на государственном уровне. Оно заключается в создании крупномасштабных производственных структур, способных самостоятельно осуществлять полный цикл исследование – производство. Это сложная задача, требующая комплекса экономических и организационно-технических мероприятий. Простыми методами, например, увеличением ввозных пошлин или налоговыми льготами такую задачу не решить. В истории России уже были попытки, длившиеся десятилетиями, когда подобными мерами пытались создать необходимые производства, но они ни к чему не привели. Более эффективным оказывалась деятельность государства, когда оно, строя железные дороги или военный флот, требовало использовать паровозы, вагоны, рельсы, материалы, производимые на российских заводах российскими рабочими. Это привлекало иностранный капитал, вело к развитию некоторых предприятий и производств, но одновременно и к обнищанию населения, экономической, а затем и политической зависимости страны.
У нашего государства экономической и промышленной политики нет. По комплексу методов воздействия на экономику оно не сопоставимо не только с Советским Союзом, но и с царской Россией. К тому же находится в более сложных внешних условиях. Сложности и масштабности задачи должны соответствовать сложность и масштабность действий. Это основное правило управления.
Основные свойства системы заключается в ее способности расти и выжить, то есть жизнеспособности. Для социально-экономической системы жизнеспособность может означать, что она определенный период времени обладает свойством эмержентности (целостности), реализует цели своих элементов. Если же система распадается, то причиной распада становится отсутствие, исчезновение синергетического эффекта. При этом система более высокого уровня только выигрывает, отбраковывая неэффективную компоненту, а элементы рассматриваемой системы ничего не теряют, входя для реализации своих целей в другие, более эффективные системы. Таким образом, временная ограниченность жизненного цикла предприятий и фирм, политических партий и религиозных течений, государственных структур и других общественных институтов сама по себе не характеризует систему как нежизнеспособную. В системной иерархии должны проходить процессы отбора наиболее эффективных компонент и элементов. Но процессы отбора на коротком промежутке времени можно перепутать с процессами вырождения, фатальной неизбежности которых в достаточно больших системах нет. Это можно утверждать со значительной долей определенности, так как единственная возможность вырождения, сформулированная системными законами, связана с закрытостью системы. В современном мире закрытая система может возникнуть только искусственно, как следствие захвата власти политическими фанатиками и преступниками, решившимися паразитировать на истреблении ресурсов общества, что возможно лишь ограниченно время. Но эта ситуация, практически реализовывавшаяся на практике неоднократно, подчеркивает важную особенность социально-экономических систем. Эта особенность заключается в том, что наряду с процессами самоорганизации в социально-экономической системе всегда происходят процессы организации, сознательного проектирования системы. Поэтому если естественное развитие общества редко, особенно в современном мире, может привести к появлению нежизнеспособной системы, или она развалится раньше, чем дойдет до устойчивого состояния, то процессы сознательного проектирования при наличии сильных и заинтересованных групп общества могут пытаться продлить существование нежизнеспособной системы. Система существует до тех пор, пока через нее проходит поток вещества, энергии, информации. Создание нежизнеспособной системы - это бесперспективное уничтожение ресурсов общества, сужение возможностей его развития в будущем.
Оценка жизнеспособности системы как системная закономерность
- задача сравнительно новая. Для оценки жизнеспособности С.Бир предложил теорему о рекурсивных системах, которая утверждает, что «Если жизнеспособная система содержит в себе жизнеспособную систему, тогда их организационные структуры должны быть рекурсивны» [1, c.236]. То есть если жизнеспособная система организована каким-либо образом, имеет какие-либо свойства, то так же организованы и имеют такие же свойства, и все ее жизнеспособные подсистемы. Если так организована подсистема, то так же организованы ее жизнеспособные более мелкие части.
Еще одну парадигму жизнеспособной системы предлагает И.Герловин [2]:
1. Система, рассматриваемая наблюдателем, представляет собой «срез» системы более высокого уровня. Такие «срезы» могут быть сделаны различными способами, то есть могут быть выделены разные подсистемы. Воздействие других подсистем на рассматриваемую может быть определено (представлено) как внешнее влияние.
2. Подсистемы взаимодействуют друг с другом путем обмена информацией.
3. Если из одной подсистемы в другую информационный поток резко усиливается, то подсистема, воспринимающая этот поток, разрушается.
4. В выживших системах возрастанию входящего информационного потока соответствует возрастание выходящего информационного потока, влияющего на воздействующую подсистему, преобразующего ее и изменяющего содержание выходящего из нее информативного потока.
Парадигма развивающейся системы И. Герловина практически раскрывает механизмы рекурсивности систем С. Бира.
Можно показать, что советская социально-экономическая система не обладала свойством рекурсивности. В ней существовали прибыльные и убыточные предприятия и даже отрасли, благосостояние людей, занятых в разных организациях и разных сферах деятельности, не зависело существенно от эффективности этих сфер и т.д. Аналогичные факты показывают слабость, даже отсутствие механизмов взаимного регулирования различных систем (или подсистем) в соответствии с парадигмой И.Герловина: спрос на те или иные товары и услуги не вел к развитию их производства, экономическая система не регулировала производственно-техническую и т.д. Реформу 90-х годов должны были создать саморегулирующуюся (прежде всего рынкам) систему.
Советская экономика управлялась, прежде всего, как технологическая система. Конечно, финансовые планы составлялись, но если управление оказывалось в ситуации выбора: выполнять финансовые планы или заданию в натуральном выражении, задача всегда решалась в пользу натуральных заданий за счет нарушения финансовых планов. Регулирующее воздействие экономических и финансовых подсистем на производственную было незначительным. Резкий переход к экономическим механизмам рыночного регулирования сам по себе повлек, в соответствии с парадигмой И.Герловина, разрушительные последствия. Эти последствия были бы терпимы, если бы не ряд других обстоятельств, вызванных воздействиями других подсистем.
Экономическая политика государства быстро свелась к чисто фискальной, государство разными способами пытается сбалансировать бюджет, в то время как экономический воспроизводственный цикл предприятий разрушен, основные фонды физически изнашиваются и разрушаются. Создание корпораций в области судостроения, авиации и нанотехнологий пока только продекларировано. Создаются гигантские состояния, новые собственники предприятий представляют собой довольно обеспеченный класс, но нет даже простого воспроизводства основных фондов предприятий, и разведанных подготовленных к эксплуатации запасов экспортных природных ресурсов. Теневая экономика, то есть несоответствие данных подсистем учета реальному состоянию предприятий, невыплаты заработной платы на работающих предприятиях, натуральные расчеты с бюджетом, приводящие к выгодности завышении издержек производства и т.д. Все эти особенности современной российской экономики по критериям жизнеспособности системы С.Бира и И.Герловина характеризуют российскую экономическую систему как принципиально нежизнеспособную и не могут быть объяснены проблемами периода реформ, становлением новой социальной системы, наследством социалистической производственной структуры, экономической и технической отсталостью.
Западные корпорации, связанные с сырьевыми отраслями, такие как «Круп», «Карнеги», «Виккерс», «Армстронг», «Крезо», «Шнейдер» имели в начальном преиоде своего развития машиностроительные и металлургические комплексы и диверсифицировались по вертикали, внедряясь в производство станков, транспортной техники и потребительских товаров. Их современные потомки, не смотря на специализацию, сохраняют контроль над всем производственным циклом и контролируют развитие научно-технического прогресса во многих смежных отраслях производства. Предприятия российского сырьевого комплекса переориентировались на использование преимущественно западной техники, сократив заказы предприятиям отечественного машиностроения.
Создаваемые государством российские судостроительная, авиационная корпорация, в перспективе электронная не имеют серьезных заказов и чем дальше, тем больше будут попадать в зависимость от иностранных разработчиков и производителей машин, оборудования и комплектующих. Производители потребительских товаров вообще были и продолжают полностью зависеть от зарубежных технологий. В России остаются отдельные предприятия, которые порой внедряют перспективные разработки, но у них нет возможности расширить их использование в разнобразных сферах, и вырасти в мировых производителей из-за структурных проблем нашей промышленности.
Таким образом, сфера инновационного развития в условиях современной России чрезвычайно узка и только серьезная структурная перестройка всего производственного аппарата может создать условия для ее самостоятельного и эффективного развития.
Положение России в мировом экономическом пространстве нельзя считать равноправным. Нерешенные проблемы начальных этапов экономического развития: недостаток жилого фонда, примитивная транспортная сеть, отсутствие технологий производства множества потребительских товаров – ограничивают возможности развития новых отраслей. Практически исчезли электроника, авиастроение, фармацевтика, микробиологическая промышленность. В мире были и есть примеры одновременного и стремительного комплексного развития традиционных и новых отраслей на инновационной основе, например, Япония и Китай. Но Россия абсолютно уступает им в области управления и организации общества.
Литература
1. Бир C. Мозг фирмы. — М.: Радио и связь, 1993. — 416с.
2. Герловин И. Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. — Л.: Энергоатомиздат, Ленингр. отд-ние, 1990. — 432 с: ил
Ключевые слова: валовой внутренний продукт, социальный эффект, жилищная проблема, развитие транспорта, скачкообразное развитие, жизнеспособность системы.
Автор: Радионов В.В.