Поиск работы: как добиться успеха
Каждый из нас неизбежно сталкивается с поиском работы. Для кого-то знакомство с рынком труда начнётся после окончания вуза, кто-то работает уже во время обучения, а особо активные студенты даже обладают опытом работы в нескольких организациях.
Роль подработки для студентов очень велика, её значение сложно недооценить. Более 40% выпускников НГУЭУ начинают карьеру ещё в период обучения, при этом, как показывают исследования, работа в соответствии с получаемой специальностью способствует лучшему усвоению теоретической информации на занятиях. Однако многие студенты и выпускники неизбежно сталкиваются с проблемами при поиске подходящего места трудоустройства.
При поиске подходящего места трудоустройства важно помнить, что поиск работы – тоже работа. Главное – набраться терпения и не опускать руки. Этап поиска работы можно воспринимать как передышку в жизни, когда появляется возможность остановиться и подумать о своем профессиональном пути, переосмыслить жизненные цели и ценности, попытаться освоить новые сферы деятельности, укрепить свои внутренние ресурсы и здоровье. Многие соискатели в этот период открывают в себе творческие способности, которые затем ложатся в основу дальнейшего трудоустройства.
Чтобы поиск работы оправдал Ваши ожидания, возьмите на заметку несколько полезных и очень действенных советов.
— Самое главное – определить цель
• Чётко и конкретно сформулируйте свою цель.
• Определите необходимые ресурсы для достижения цели. Ответьте для себя на вопрос: что нужно, чтобы добиться результата?
• Определите препятствия по достижению цели («Что может помешать мне?», «Какие могут возникнуть трудности?»)
• Определите шаги по достижению цели. Конкретизируйте их по срокам, установите время выполнения каждого шага. Это дисциплинирует.
— Правильная мотивация – ключ к успеху
• Создайте вокруг себя стимулы (за каждый сделанный шаг – поощрение).
• Ищите вдохновение на каждый день (читайте любимые книги, смотрите фильмы, слушайте музыку, посещайте семинары, тренинги и т.п.)
• Старайтесь выглядеть так, как будто успех уже достигнут. Ваш облик, мысли, эмоции, поведение должны непременно соответствовать образу успешного человека.
— Помните, что мысли - материальны
• Сформулируйте точное название желаемой вакансии, конкретные должностные функции.
• Как можно более детально представьте свою будущую работу.
• Наполните образ будущей работы положительными эмоциями и чувствами.
• Наметьте срок, к которому Вы будете обладать данной вакансией.
• Составьте конкретный план реализации желания и начинайте действовать.
— Используйте несколько каналов поиска работы
• Ищите работу среди друзей и родственников;
• В печатных СМИ;
• На интернет-ресурсах: nsk.erabota.ru, nsk.zarplata.ru, nsk.job.ru, novosibirsk.hh.ru.
— Постарайтесь выделиться из толпы соискателей
• Перед собеседованием подумайте, что вы знаете о Вашей будущей должности. Постарайтесь показать свою компетентность, заинтересованность и готовность приступить к работе;
• Подготовьтесь к вопросам работодателя;
• Подготовьте портфолио (грамоты, сертификаты, профессиональные награды, лучшие проекты и т.п.);
• Создайте резюме и оформите его в виде буклета или в стиле инфографики;
• Сделайте презентабельную визитку и оставьте её работодателю после собеседования.
Помните, что начинать новый этап жизни нужно осознанно. Когда Вы знаете, чего хотите, становится проще ориентироваться и добиваться поставленных целей.
Правила идеального резюме
Что нужно сделать, чтобы написать идеальное резюме? На этот вопрос нет, да и не может быть правильного ответа, потому что идеальных резюме не бывает — в каждом случае нужен индивидуальный подход.
Тем не менее, если перед созданием резюме на сайте Superjob.ru вы хотя бы бегло прочли «Правила составления резюме», то главное уже знаете. Не любите читать правила и инструкции? Эта статья поможет сделать путь к новой работе более коротким.
Правило создания резюме №1: четко сформулируйте желаемую должность
Название желаемой должности — один из самых важных пунктов резюме. От того, насколько чётко вы его сформулируете, зависит судьба вашего резюме.
Не используйте такие варианты, как «любая должность», «специалист» и т. п., поскольку эти формулировки не дадут работодателю представления о том, чего вы хотите. Работодатели не будут тратить своё время на обдумывание того, что вам предложить. Не указана конкретная должность — резюме отправится в корзину.
Не указывайте в одном резюме одновременно несколько взаимоисключающих должностей, даже если вы одинаково хорошо владеете функционалом. Составьте несколько разных резюме, в каждом из которых сделайте упор на опыт и навыки, необходимые для каждой конкретной должности, на которую вы могли бы претендовать. Да, вам придется потратить чуть больше времени, зато и результат не заставит себя ждать!
Рассылая резюме на вакансии, в первой строчке указывайте только название должности из понравившегося вам объявления о вакансии.
Правило профессионального резюме №2: заранее определитесь с зарплатой
В поле «Уровень дохода» лучше указывать конкретную денежную сумму, на которую вы претендуете. Избегайте вариантов вроде «19 991 руб.» — это не привлечёт внимание работодателя, а, напротив, вызовет непонимание.
Правило написания резюме №3: воздержитесь от юмора
Резюме — это деловой документ. Составляя его, избегайте иронии, юмора и сарказма. Пошутите потом, а пока информационный стиль принесет вам куда лучшие результаты, чем даже самая уместная в этом случае шутка.
Правило грамотного резюме №4: будьте лаконичны
Не делайте своё резюме похожим на роман-эпопею, помещая туда тексты статей, публикаций, свои размышления о смысле жизни. Всё это лишнее. Резюме должно уместиться на одной странице, максимум — двух. Чрезмерная лаконичность тоже не прибавит солидности — резюме с не заполненными до конца основными полями и словами «всё расскажу при личной встрече» сразу же будет отправлено в корзину.
Правило компоновки резюме №5: удалите излишнюю персональную информацию
В целях собственной безопасности не указывайте в резюме личную информацию – номер паспорта, точный адрес проживания и регистрации и т. п.
Правило хорошего резюме №6: оцените, нужны ли ссылки на ваши профили в соцсетях
Не всегда в резюме стоит давать ссылку на свою страничку «Вконтакте» или в других социальных сетях — работодатель может узнать там слишком много лишнего. Если соцсети не характеризуют вас как профессионала, на время поиска работы стоит подумать даже о том, чтобы в настройках видимости ограничить возможность просмотра ваших страниц, оставив доступ только друзьям и близким людям. Да и вообще не стоит описывать в резюме подробности своей личной жизни, в том числе интимной. Избегайте информации, не относящейся к делу.
Правило образцового резюме №7: проверьте резюме на орфографические ошибки
В резюме не должно быть грамматических ошибок и опечаток — такие CV производят крайне негативное впечатление на работодателя. Кстати, на нашем сайте есть функция проверки орфографии.
Правило размещения резюме №8: проверьте достоверность и актуальность информации
Составляя резюме, будьте честными. Знание конкретных программ, наличие определённых навыков — всё это очень быстро проверяется. При необходимости вы должны будете подтвердить указанную вами информацию документально или же соответствующими примерами.
Правило составления резюме №9: дополните резюме свежей фотографией
Наличие фото в резюме не является обязательным. Но если вы все же решили сопроводить документ фотографией, помните, что она должна соответствовать целому ряду требований. На снимке должен быть изображён только один человек — вы, при этом должно быть чётко видно ваше лицо. Помните: резюме с фотографиями, изображающими соискателя без одежды (частично или полностью), к рассмотрению не принимаются!
Как вести себя на собеседовании
Собеседование предполагает встречу, на которой и соискатель и представитель организации выясняют: смогут ли они договориться, смогут ли построить взаимовыгодное сотрудничество. Приходя на такую встречу нужно понимать, что Вас ожидает обычный процесс коммуникации с целью получения информации как о той, так и о другой стороне. Если Вы замечаете, что на собеседовании, помимо информации, Вы получаете еще целый букет эмоций, к тому же не очень положительных, следует присмотреться к тому, что еще происходит в процессе Вашего взаимодействия с сотрудником организации работодателя. Проанализируйте, чем это вызвано? Что в поведении собеседника Вы интерпретируете как «относятся к тебе свысока»?
Если это проявляется в вопросах, которые Вам задает собеседник, подготовьтесь к таким вопросам заранее. Сформулируйте ответы, которые будут содержать информацию для работодателя, но при этом будут звучать не в ущерб вашему достоинству. Придумайте универсальную речевую формулировку в качестве ответа на те вопросы, которые считаете неприемлемыми в рамках деловой беседы. Например, если вопрос некорректный можно ответить, что Вы не готовы предоставить такую информацию и вежливо попросить перейти к следующему вопросу.
Бывает, что в содержании речи собеседника нет давления или агрессии, но это слышится в интонации или становится заметным по его движениям и мимике. Человек и в пространстве как будто «наседает» на Вас. В этом случае лучше сесть подальше от собеседника либо в процессе беседы откинуться назад, тем самым увеличивая дистанцию между вами. Несмотря на то, что может возникнуть желание сжаться, занять как можно меньше места в пространстве, лучше расправить плечи сесть прямо, принять уверенную позу, поддерживая контакт глаз. Если вопросы задаются быстро и с нажимом, не торопитесь отвечать сразу. Выдержите паузу, соберитесь с мыслями. Следите за своей речью, старайтесь придерживаться своего обычного темпа и громкости.
Если собеседник сам затянул паузу, можно вежливо улыбнуться и подождать следующего вопроса. Можно сказать о том, что у Вас тоже есть вопросы, и Вы хотели бы их задать.
Ситуации в общении с работодателями могут быть разные. Бывает, что со стороны работодателя нарушается этика делового общения. В этом случае способами защиты с вашей стороны может быть либо замечание и предложение вернуться к деловому тону, либо завершение встречи. Если же этика соблюдается, то Вам для того чтобы на встрече и после нее чувствовать уверенность и спокойствие, следует обратить внимание на подготовку к собеседованию. В первую очередь необходимо отрепетировать ответы на самые распространенные вопросы. Продумать самопрезентацию в случае вопроса «Расскажите о себе?». Подобрать вопросы для работодателя, которые Вы сможете задать в беседе с работодателем. Настроиться на то, что работодатель может применить стресс-интервью. Заранее продумать свою позицию, свое отношение к таким способам подбора персонала. Спланировать реплики, которые помогут Вам взять паузу или по-деловому завершить встречу. Ну и конечно же стоит помнить о том, что на собеседовании не только работодатель выбирает кандидата, но и кандидат выбирает работодателя, а потому Вы равный участник этой встречи.
Профориентационные тесты