25.09.2020
Новый курс Экономической теории для уровня Аспирантуры
На кафедре разработан качественно новый курс Экономической теории для уровня Аспирантуры, направление «Экономика» (автор - профессор Фёдорова Людмила Николаевна).
Современный уровень исследования реальных процессов требует системного подхода и, вместе с тем, критического осмысления всей проблематики курса. Особенно это важно для будущего преподавателя-исследователя и научного работника. Логика курса включает рассмотрение гносеологических и онтологических проблем экономической теории как одной из отраслей научного знания. Рабочая программа включает анализ идей и проблем становления науки, включая разные периоды парадигмальных кризисов, вплоть до сегодняшнего времени начала 21 века.
В центре внимания парадигма неоклассики, её основные идеи и постулаты, значение неоклассического направления для анализа поведения фирмы и потребителя. Для глубокого понимания проблем регулирования рыночной экономики, преодоления кризисов важны идеи кейнсианства, их современные трактовки. Изучаются важнейшие модели современного курса экономической теории, посредством которых делаются попытки объяснять сегодняшние непростые макроэкономические процессы.
Одновременно предлагается раскрыть характер кризиса неоклассики как «main stream» современной экономической науки. Его главные недостатки: постулаты неоклассического направления и метафизическая философия, формальная логика и математическое моделирование, как основной метод исследования. Обращается внимание на необходимость критического осмысления возможностей, так называемого, неоклассического синтеза. Показана необходимость уточнения, «что и как изучать»: объекта и методологии. Делается утверждение, что рыночный фундаментализм уже не соответствует современным реалиям.
Предлагаемая программа по иному подходит к рассмотрению роли и места человека в экономике. От «homo economicus» к «homo sociological» и «homo creative». Подчеркивается свойство неограниченности информации и знаний как главного ресурса современной экономики, подрыв сущностных основ товарно-денежных отношений и ценности (стоимости) как основы эквивалентного обмена. Подчеркивается значение диалектики как базового методологический принцип познания экономической реальности в современных условиях. Содержание курса в целом должно помогать обучающимся учиться критически мыслить и находить наиболее верные пути решения теоретических и практических проблем.