НГУЭУ и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) успешно реализуют ряд совместных проектов. Это и Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал», и обучение студентов по направлению подготовки «Социология» в сетевой форме с использованием онлайн-курса ВШЭ «Экономическая социология», и заключительный очный этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба», который совсем недавно проходил на площадке НГУЭУ. Проведение олимпиады «Высшая проба» в нархозе курировали эксперты из Высшей школы экономики — профессор факультета социальных наук, главный редактор журнала «Мир России. Социология. Этнология» Светлана Барсукова и старший преподаватель факультета социальных наук Григорий Лукьянов. Они рассказали «Нашей Академии» не только об особенностях олимпиады, но и о значимости сотрудничества НГУЭУ и ВШЭ.
— Олимпиада «Высшая проба» с 2010 года проводится ВШЭ в тесном взаимодействии с ведущими российскими университетами. Это довольно продолжительный срок. Появились ли в последнее время какие-то нововведения?
Светлана Барсукова (С.Б.): В этом году заключительный очный этап олимпиады в Новосибирске впервые проходил в НГУЭУ. Раньше олимпиада проводилась на площадке Бердска. Смена локации связана с тем, что в университет участникам легче добираться, здесь созданы более комфортные условия для проведения олимпиады. Это, безусловно, важное нововведение.
— В чем заключаются особенности олимпиады «Высшая проба»?
Григорий Лукьянов (Г.Л.): Участники олимпиады, школьники 7–11 классов, представляют более чем 83 субъекта России. Наравне с российскими школьниками за победу в олимпиадных состязаниях «сражаются» почти четыре тысячи ребят из стран СНГ и Балтии.
Олимпиада проводится под эгидой Российского совета олимпиад школьников, что позволяет ее победителям поступать в вузы по многим направлениям без экзамена. Это удобно для школьников и невыпускного класса — позволяет оценить свои силы и попытаться, в том числе, понять, то ли направление подготовки они выбирают. Олимпиада дает возможность выйти за пределы базовой школьной программы, это уникальная возможность для саморазвития школьников.
«Высшая проба» — это связующее звено между школой и университетом, поэтому наравне с такими предметами, как обществознание, история, русский язык, английский язык, математика, которые сдаются в рамках ЕГЭ, есть и специальные предметы, которые напрямую связаны с программой подготовки в университете. Среди предметов олимпиады — основы бизнеса, журналистика, информатика, востоковедение, культурология, психология, электроника и вычислительная техника, финансовая грамотность и многие другие. Почти все предметы вошли в проект Перечня олимпиад школьников на 2019–2020 учебный год, утверждаемый Минобрнауки России.
— А какие предметы самые популярные среди участников олимпиады?
Г.Л.: Те, которые сдаются в рамках ЕГЭ. В первую очередь, это обществознание, математика, история и иностранный язык. В НГУЭУ можно было сдавать английский, французский, немецкий языки. А в целом в Новосибирске преимущественно сдавали английский и в меньшей степени — французский. Из восточных языков большой интерес вызывает китайский. Кроме того, высокий спрос на технические направления.
— Как вы можете оценить результаты школьников последних лет?
Г.Л.: Во-первых, каждый год растет количество участников олимпиады, т. е она рассматривается как заслуживающая внимание отдельная траектория или инструмент для поступления в вуз, причем не только в Высшую школу экономики, но и в другие вузы, поэтому это хорошая возможность поступить без конкурса на крайне популярные направления подготовки. Безусловно, олимпиады, идущие по школьным дисциплинам, формируются, в первую очередь, в соответствии со школьной программой, но базового уровня подготовки к олимпиаде недостаточно — ожидается, что школьник, участвующий в «Высшей пробе», еще что-то читает дополнительно. Могу отметить, что количество победителей растет с увеличением количества направлений олимпиады, поэтому оцениваю результаты как высокие.
С.Б.: Но нужно понимать, что по разным направлениям проводятся разные уровни олимпиады: первый, второй или третий. Т. е, может быть, вы и победите, но победа мало чем вам пригодится, потому что это, например, олимпиада третьего уровня. Конечно, школьники с учетом этого должны строить свою стратегию. И мне кажется, что самый важный критерий при подготовке к олимпиаде — это самопроверка на базе заданий прошлых лет. А вообще мне кажется, что если ребенок учится в хорошей школе и учится успешно, то, по крайней мере, олимпиаду по математике, физике он должен решать успешно.
— Еще одна из форм сотрудничества НГУЭУ и ВШЭ, кроме олимпиады, — это подготовка обучающихся в рамках сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы «Экономическая социология» с использованием онлайн-курса. В чем здесь польза для обеих сторон?
С.Б.: Такие онлайн-курсы дают возможность крупным вузам принципиально расширять аудиторию своих слушателей. Высшая школа экономики одна из первых поняла, что это тоже нужно делать. Ведущие курсы наших профессоров записываются в рамках онлайн-формата, а это колоссальный труд для преподавателя, ведь каждую мысль нужно как-то визуализировать. Вышка использует здесь лучший опыт, накопленный при преподавании конкретных дисциплин. Дальше уже другие университеты, вузы-партнеры, исходя из того, насколько им кажется этот курс приемлемым и интересным, подходящим для их студентов, вводят его в свою практику и создают условия для того, чтобы их студенты осваивали данную дисциплину.
Г.Л.: В принципе, такие курсы создаются не только для того, чтобы «пиарить» Высшую школу экономики, а, скорее, для того, чтобы сделать доступным для студентов из разных вузов и городов то, чем может гордиться не только Вышка, но и современная система российского образования в целом. Данный формат подразумевает минимальные затраты для вуза-партнера при принятии этой программы и включении в свой образовательный план.
С.Б.: С другой стороны, понимаете, с этим тоже связано немало проблем. И для региональных вузов в том числе. Да, онлайн-продукт может быть высококлассным, но что в этой системе делать местным преподавателям? Надо понимать, что ни один онлайн-курс не работает сам по себе без дополнительных, живых контактов студентов с преподавателем.
— Как вы в целом относитесь к сотрудничеству «больших» и «малых» вузов? В чем перспектива такого взаимодействия, в том числе с НГУЭУ?
С.Б.: Высшая школа экономики сейчас создает достаточно много форматов для того, чтобы укрепить это сотрудничество и вовлечь региональных ученых в такую стабильную научную коммуникацию. И это касается не только образовательных программ. Я, например, являюсь главным редактором журнала «Мир России. Социология. Этнология», где мы активно привлекаем именно региональных авторов. Вышка это поддерживает, и существует несколько форматов, которые способствуют контакту с региональными учеными. Например, мы имеем финансовую возможность помогать авторам, которые не могут завершить статью самостоятельно, назначаем научного консультанта, т. е появляется человек, который взаимодействует с региональным автором и помогает ему «дотянуть» статью до необходимого уровня. Мы очень заинтересованы в том, чтобы авторы приезжали к нам на стажировку. Запуск многих программ, которые завязаны на коммуникации с региональными вузами — хорошая тенденция последних лет. Этого не было прежде.
Анастасия Смирнова
Наука 2.0, Наша академия