Рейтинги вузов — один из эффективных инструментов для оценки качества образования. НГУЭУ принимает участие в рейтингах вузов, в том числе на мировом уровне, а в последнее время активизировал работу в этом направлении. О том, для чего это нужно, и какие основные задачи стоят перед университетом в укреплении своих позиций в рейтингах, рассказал начальник отдела общественных связей НГУЭУ Дмитрий Калинин.
— Дмитрий Сергеевич, почему НГУЭУ активизировал работу, связанную с участием в рейтингах вузов?
— В настоящее время в сфере высшего образования на уровне государственного регулятора активно обсуждается вопрос о развитии системы аккредитации вузов. Есть понимание, что сама по себе эта процедура постепенно превращается в бумажную работу, оторванную от объективной оценки вуза. Кроме этого нынешняя социально-экономическая ситуация вкупе с тенденциями рынка труда, демографическими изменениями требует внедрения новых показателей, которые позволили бы показать эффективность образовательных учреждений. Да и вообще нужно определить на уровне всех факторов высшего образования, что мы в принципе понимаем под эффективностью вузов.
В свете этих обсуждений новый жизненный импульс получают различные рейтинги. На высоком уровне существует мнение, что в недалекой перспективе системы рейтингов должны будут заменить аккредитационные процедуры. Однако рейтингов сейчас очень много, и необходимо понять, какие же из них являются важными, т. е. какие рейтинги действительно отражают эффективность вуза и могут быть ее объективным индикатором, позволяющим принимать определенные решения, в том числе организационно-репрессивные.
— В своем блоге ректор Александр Новиков говорит: «Важно, чтобы попытки соответствия рейтинговым показателям не превратились в погоню за фишками». В связи с этим, по какому принципу вы отбираете нужные рейтинги? Что вузу необходимо отразить в них?
— Можно условно выделить два параметра, которые позволяют отсеять нужные рейтинги из общей массы: это значимость и объективность. Значимость рейтингов определяется следующими способами: во-первых, чем значимее рейтинг, тем чаще к нему обращаются в медиа-пространстве. Во-вторых, значимые рейтинги признаны профессиональным сообществом, и их данные используются при составлении других рейтингов. Объективность рейтинга можно определить по объему метрик и показателей, которые он включает, по масштабу выборки, по верифицируемости собираемых данных. Проще говоря, показатели рейтинга должны быть применимы ко всем вузам, рейтинг должен исследовать вузы из всех регионов России, и его данные можно проверить. Кроме этого, важный параметр «настоящего» рейтинга — он должен быть некоммерческим.
— В каких рейтингах НГУЭУ уже участвует и какие являются для университета перспективными? В чем заключается их важность для вуза?
— В конце прошлого года Гильдией экспертов в сфере профессионального образования был создан Национальный агрегированный рейтинг вузов. В результате обработки восьми наиболее значимых рейтингов российских вузов строится обобщенный рейтинг, в котором вузы-участники распределяются в систему десяти лиг. Соответственно для нас значимыми являются эти восемь рейтингов, входящих в состав нового агрегированного. Это всем известные «Национальный рейтинг университетов», рейтинг RAEX, «Первая миссия», «Рейтинг востребованности вузов» и другие. Кроме этого, мы считаем важным участие в ряде других рейтингов: «Три миссии университета», Round University rating, рейтинг Webometrics.
Как нам видится, национальный агрегированный рейтинг в ближайшем будущем станет основой для оценивания вузов в рамках модернизированной системы аккредитации. С другой стороны, важность включения в топовые (хотя бы в масштабах России) рейтинги обусловлена их PR-потенциалом. У нас есть исследования, согласно которым более трети абитуриентов выбирают вуз по данным различных рэнкингов и рейтингов. Особенно возрастает их роль на международном рынке образования, когда у абитуриентов объективно отсутствует возможность оценить вузы другой страны иными способами.
— Какие основные задачи в работе с рейтингами стоят перед вами на данный момент?
— Работа с рейтингами строится в несколько этапов. В первую очередь, необходимо выявить те, в которых мы будем участвовать. Далее нам следует определить ключевые критерии и параметры, которые используют эти рейтинги для оценки вузов. Каждый параметр затем будет соотнесен с подразделением, ответственным за формирование его значения. Для каждого такого ответственного подразделения будут определены точки роста и зоны риска. Точки роста — это те позиции, которые мы можем улучшить в разрезе трех измерений: в краткосрочной перспективе, в среднесрочной или в стратегической. Эта размерность позволяет не только запланировать определенные организационные действия, но и дать ответ на вопрос, нужно ли вообще тратить дополнительные ресурсы на «подъем» данного показателя. Мы планируем провести с каждым подразделением-стейкхолдером встречи для обсуждения дальнейших шагов.
Также необходимо помнить, что ряд рейтингов используют в качестве показателей опросы экспертов. В этом плане наша работа заключается в поиске этих экспертов, формировании предложений о включении новых членов в экспертные пулы.
— Что сделано уже сейчас?
— Сейчас мы определили рейтинги для участия и практически завершили работу по выявлению ключевых показателей рейтингов. В идеале накопленную информацию нужно сформировать в виде практических рекомендаций для внутренних стейкхолдеров. Это будет весьма объемный материал, который должен помочь ответственным подразделениям скоординировать усилия в плане оптимизации своих рейтинговых показателей. Сейчас над этим проектом работают сотрудники отдела общественных связей, но в перспективе мы надеемся собрать рабочую группу из всех заинтересованных коллег.
— Расскажите, какие структуры вуза являются ключевыми поставщиками информации для рейтингов?
— Внутренними стейкхолдерами являются отдел организации приемной кампании, управление бухгалтерского учета и финансов, управление научной политики и исследований, отдел общественных связей, учебный отдел и другие подразделения. Однако необходимо понимать, что эти подразделения не только непосредственно формируют ряд показателей, но и обобщают данные, которые зависят от работы других структур. Это, прежде всего, преподаватели университета, сотрудники, которые формируют показатели качества образования, осуществляют профориентационную деятельность, реализуют гранты, государственные заказы. Поэтому можно сказать, что рейтинговые показатели формируются всем коллективом.
— Может ли участие НГУЭУ в рейтингах стать большим шагом в систематизации работы университета?
— Я не думаю, что работа над улучшением позиций вуза в рейтингах как-то существенно повлияет на ежедневный труд подразделений. Однако эта работа позволит каждому ответственному понять свою роль в нашем большом механизме университета, осознать свою степень влияния на конечный результат, выйти за рамки системы и посмотреть на нее извне. Вот это, на мой взгляд, как раз позволит систематизировать деятельность вуза, увеличить эффективность деятельности.
— Может быть, есть какие-то рейтинги, позиция НГУЭУ в которых вас удивила, обрадовала?
— По данным ряда рейтингов можно сделать выводы об определенных успехах вуза в сфере инноваций, исследований и качества образования. В эти параметры входят такие метрики, как средний балл ЕГЭ, количество внешних партнеров, объем НИОКР и т. д. По данным показателям мы существенно опережаем региональных конкурентов.
Также хочу привести данные рейтинга, составленного по результатам мониторинга лучших образовательных программ России. Так, образовательная программа «Экономика» уже четвертый год подряд входит в число лучших. Программа «Менеджмент» становится лучшей три года подряд.
Тем не менее, есть показатели, в которых наши успехи пока еще не нашли отражения. Университету есть к чему стремиться, и я уверен, что команда нархоза сделает все возможное, чтобы улучшить рейтинговые позиции нашего вуза.
Анастасия Смирнова
Гость номера, Наша академия