Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук НГУЭУ Олег Донских выпустил учебное пособие «Очерки по истории и философии науки». Презентация книги, на которой побывали студенты, аспиранты и преподаватели НГУЭУ и других вузов Новосибирска, состоялась в рамках проекта «Вместо эпиграфа», который реализует научная библиотека вуза.
Первая часть учебного пособия состоит из одиннадцати очерков, в которых идет речь о предпосылках появления науки в античности, в Египте, античной Греции, об александрийской науке, арабском синтезе и становлении эмпирических методов исследования, а также о науке в средние века, в эпоху Возрождения, о науке нового времени и многом другом. Олег Донских рассказал «Нашей Академии» о концепции книги, о том, как она создавалась, и что ждет читателей во второй части пособия.
— Олег Альбертович, почему возникла потребность создать такое учебное пособие и для кого оно предназначено?
— Потребность издать это учебное пособие возникла по необходимости — я уже много лет читаю авторский курс по истории и философии науки для аспирантов социально-экономических специальностей, а книги, которые я могу рекомендовать для подготовки к экзамену, не вполне этому курсу соответствуют. Остается одно: написать и опубликовать книгу, которая бы меня устраивала.
Здесь есть еще один важный аспект. Дело в том, что большинство учебников по этому курсу написано на материале естественных наук, а у экономики, социологии, истории, не говоря уже о юриспруденции, есть свои особенности.
— Как проходил сам процесс исследования: как вы собирали необходимую информацию?
— Мне не нравится выражение «собирать информацию». Для того, чтобы это делать, нужно продумать основные положения курса, понять важнейшие аспекты того предмета, который должен быть представлен. В результате появляется определенное знание о том, что необходимо для понимания появления и развития науки как особого явления в истории человечества. А информация вторична — она собирается для того, чтобы подтвердить или опровергнуть уже понятые и сформулированные положения.
Если же говорить о знании, что гораздо точнее выражает суть процесса, то оно рождается из чтения книг, из размышлений, из ответов на вопросы, которые сам же себе задаешь. Вообще любое настоящее знание рождается из удивления. Об этом говорил еще Аристотель.
— Первая часть учебного пособия состоит из 11 очерков. В чем особенности каждого из них?
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо написать к каждому из очерков свою аннотацию. Я думаю, что это не имеет смысла. Но можно охарактеризовать общую логику данного пособия. Первые два очерка посвящены понятию науки, как оно сложилось к настоящему времени. Следующие три —
формированию того культурного климата, который позволил начать задавать вопросы, требующие системных ответов, востребованных обществом. И в рамках этого процесса появляется то, что мы сейчас относим к науке. В остальных очерках первой части дается история европейской науки от Древней Греции до Нового времени. Именно в Новое время возникает экспериментальная физика, позволившая читать «книгу природы, написанную на языке математики» (Галилей). Она становится идеалом для развития остальных научных направлений, в том числе и в социально-гуманитарной сфере. Отдельная глава посвящена арабской науке, которая оказала огромное влияние на формирование интеллектуального климата в Европе.
— На презентации книги вы отметили, что она содержит большую главу, посвященную предпосылкам появления науки. В чем они заключаются?
— Дело в том, что для возникновения науки должны были уже сложиться определенные взгляды на природу и общество, которые выводили человека из рамок провинциальных к мировым. Это происходит в процессе формирования первых империй. Так, организация крупных хозяйств и необходимость в управлении массами людей потребовали письменности и счета. Письменность позволила по-новому сохранять связь с предшествующими поколениями. Опыт перестает опираться исключительно на устную традицию. В Египте и в Месопотамии появляются библиотеки. Большие государства потребовали профессионалов, владеющих навыками бухгалтерии и менеджмента, собирающих сведения об исторических событиях, наблюдающих за небом…
— Вы говорили, что наука стремится к универсальности, поэтому должны были измениться сами представления людей о мире и времени. Как они формировались?
— До империй люди жили сравнительно небольшими сообществами на обозримых территориях. Границы воспринимались как линии перехода в другие миры. Не случайно в фольклоре переход границы ассоциировался со смертельной опасностью. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве». Империи же протянулись на тысячи километров, и границы отодвинулись далеко за пределы обозримых миров. Само слово «мир», кстати, не случайно имеет в русском языке три совершенно разных значения: землю и даже космос как обитаемое пространство; спокойную жизнь в противоположность состоянию войны; общину («на миру и смерть красна»).
С появлением империй мир, ограниченный общиной с ее владениями, устремился в бесконечность. Начало меняться и представление о времени, поскольку империям потребовался календарь. Наш год в 365 дней восходит к Древнему Египту. Только в конце первого века до н. э. римляне добавили одну четверть дня, и появился високосный год. Иначе говоря, универсальность напрямую зависит от характера сообщества.
— Олег Альбертович, чему будет посвящена вторая часть вашего пособия, и когда планируется ее выход?
— Во второй части разговор об истории науки будет продолжен до нашего времени. Отдельные очерки будут посвящены социально-гуманитарным наукам и особенностям их формирования. Кроме того, большое внимание будет уделено системе образования, без которой развитие науки невозможно. Книга выйдет в ближайшем семестре.
Анастасия Смирнова
Пособие Олега Донских «Очерки по истории и философии науки» можно найти в научной библиотеке НГУЭУ (абонемент учебной литературы).
Наука 2.0, Наша академия