НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Публичное обсуждение
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Профилактические меры
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • Информация для поступающих в докторантуру
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Новости

«Знание рождается из удивления»

15.01.2020
«Знание рождается из удивления»

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук НГУЭУ Олег Донских выпустил учебное пособие «Очерки по истории и философии науки». Презентация книги, на которой побывали студенты, аспиранты и преподаватели НГУЭУ и других вузов Новосибирска, состоялась в рамках проекта «Вместо эпиграфа», который реализует научная библиотека вуза.


«Знание рождается из удивления»

Первая часть учебного пособия состоит из одиннадцати очерков, в которых идет речь о предпосылках появления науки в античности, в Египте, античной Греции, об александрийской науке, арабском синтезе и становлении эмпирических методов исследования, а также о науке в средние века, в эпоху Возрождения, о науке нового времени и многом другом. Олег Донских рассказал «Нашей Академии» о концепции книги, о том, как она создавалась, и что ждет читателей во второй части пособия.

— Олег Альбертович, почему возникла потребность создать такое учебное пособие и для кого оно предназначено?

— Потребность издать это учебное пособие возникла по необходимости — я уже много лет читаю авторский курс по истории и философии науки для аспирантов социально-экономических специальностей, а книги, которые я могу рекомендовать для подготовки к экзамену, не вполне этому курсу соответствуют. Остается одно: написать и опубликовать книгу, которая бы меня устраивала.

Здесь есть еще один важный аспект. Дело в том, что большинство учебников по этому курсу написано на материале естественных наук, а у экономики, социологии, истории, не говоря уже о юриспруденции, есть свои особенности.

— Как проходил сам процесс исследования: как вы собирали необходимую информацию?

— Мне не нравится выражение «собирать информацию». Для того, чтобы это делать, нужно продумать основные положения курса, понять важнейшие аспекты того предмета, который должен быть представлен. В результате появляется определенное знание о том, что необходимо для понимания появления и развития науки как особого явления в истории человечества. А информация вторична — она собирается для того, чтобы подтвердить или опровергнуть уже понятые и сформулированные положения.

Если же говорить о знании, что гораздо точнее выражает суть процесса, то оно рождается из чтения книг, из размышлений, из ответов на вопросы, которые сам же себе задаешь. Вообще любое настоящее знание рождается из удивления. Об этом говорил еще Аристотель.

— Первая часть учебного пособия состоит из 11 очерков. В чем особенности каждого из них?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо написать к каждому из очерков свою аннотацию. Я думаю, что это не имеет смысла. Но можно охарактеризовать общую логику данного пособия. Первые два очерка посвящены понятию науки, как оно сложилось к настоящему времени. Следующие три — формированию того культурного климата, который позволил начать задавать вопросы, требующие системных ответов, востребованных обществом. И в рамках этого процесса появляется то, что мы сейчас относим к науке. В остальных очерках первой части дается история европейской науки от Древней Греции до Нового времени. Именно в Новое время возникает экспериментальная физика, позволившая читать «книгу природы, написанную на языке математики» (Галилей). Она становится идеалом для развития остальных научных направлений, в том числе и в социально-гуманитарной сфере. Отдельная глава посвящена арабской науке, которая оказала огромное влияние на формирование интеллектуального климата в Европе.

— На презентации книги вы отметили, что она содержит большую главу, посвященную предпосылкам появления науки. В чем они заключаются?

— Дело в том, что для возникновения науки должны были уже сложиться определенные взгляды на природу и общество, которые выводили человека из рамок провинциальных к мировым. Это происходит в процессе формирования первых империй. Так, организация крупных хозяйств и необходимость в управлении массами людей потребовали письменности и счета. Письменность позволила по-новому сохранять связь с предшествующими поколениями. Опыт перестает опираться исключительно на устную традицию. В Египте и в Месопотамии появляются библиотеки. Большие государства потребовали профессионалов, владеющих навыками бухгалтерии и менеджмента, собирающих сведения об исторических событиях, наблюдающих за небом…

— Вы говорили, что наука стремится к универсальности, поэтому должны были измениться сами представления людей о мире и времени. Как они формировались?

— До империй люди жили сравнительно небольшими сообществами на обозримых территориях. Границы воспринимались как линии перехода в другие миры. Не случайно в фольклоре переход границы ассоциировался со смертельной опасностью. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве». Империи же протянулись на тысячи километров, и границы отодвинулись далеко за пределы обозримых миров. Само слово «мир», кстати, не случайно имеет в русском языке три совершенно разных значения: землю и даже космос как обитаемое пространство; спокойную жизнь в противоположность состоянию войны; общину («на миру и смерть красна»).

С появлением империй мир, ограниченный общиной с ее владениями, устремился в бесконечность. Начало меняться и представление о времени, поскольку империям потребовался календарь. Наш год в 365 дней восходит к Древнему Египту. Только в конце первого века до н. э. римляне добавили одну четверть дня, и появился високосный год. Иначе говоря, универсальность напрямую зависит от характера сообщества.

— Олег Альбертович, чему будет посвящена вторая часть вашего пособия, и когда планируется ее выход?

— Во второй части разговор об истории науки будет продолжен до нашего времени. Отдельные очерки будут посвящены социально-гуманитарным наукам и особенностям их формирования. Кроме того, большое внимание будет уделено системе образования, без которой развитие науки невозможно. Книга выйдет в ближайшем семестре.

 

Анастасия Смирнова

Пособие Олега Донских «Очерки по истории и философии науки» можно найти в научной библиотеке НГУЭУ (абонемент учебной литературы).


Наука 2.0, Наша академия
1/1
  • 17.05.2022 11:00:00 Представители НГУЭУ прошли учебно-методические сборы в психологической службе ГУФСИН России по Новосибирской области
  • 17.05.2022 09:00:00 На Дне науки в НГУЭУ расскажут, зачем нужна аспирантура
  • 16.05.2022 14:00:00 Команда НГУЭУ заняла второе место в управленческом симуляторе Московской школы управления «Сколково»
  • 16.05.2022 11:00:00 «Научный полк»: история капитана Георгия Углицкого
  • 13.05.2022 16:00:00 Владимир Щербаков принял участие в проекте «Истории успеха» о выпускниках НГУЭУ
  • 13.05.2022 14:00:00 В НГУЭУ обсудили актуальные научные и практические проблемы экономического развития регионов
  • 13.05.2022 10:00:00 «Научный полк»: история профессора Льва Стародубского (часть 2)
  • 13.05.2022 09:30:00 Первый факультет запускает новый проект «Семейный клуб НГУЭУ»
  • 12.05.2022 10:00:00 НГУЭУ приглашает на отборочный этап Международной олимпиады по финансовой безопасности
  • 12.05.2022 09:00:00 XV Сибирский кадровый форум состоялся в НГУЭУ
  • 11.05.2022 16:00:00 «Научный полк»: история профессора Льва Стародубского (часть 1)
  • 11.05.2022 13:00:00 12 мая НГУЭУ приглашает на конференцию «Финансово-экономические инструменты регионального развития»
  • 11.05.2022 12:15:00 Студенты НГУЭУ заняли призовые места в международных конкурсах XII Евразийского экономического форума молодежи
  • 11.05.2022 10:30:00 Read in English: NSUEM and MGIMO signed a cooperation agreement
  • 06.05.2022 15:00:00 НГУЭУ поздравляет с Днем Победы в Великой Отечественной войне!
  • 06.05.2022 11:00:00 Заседание Совета ректоров вузов Новосибирской области состоялось в НГУЭУ
  • 06.05.2022 10:00:00 «Научный полк»: подвиг Петра Тужикова
  • 05.05.2022 15:00:00 Будущие первокурсники могут получить гранты на оплату первого года обучения в НГУЭУ
  • 05.05.2022 10:00:00 «Научный полк»: подвиг Прасковьи Шмаковой
  • 04.05.2022 12:00:00 Международная конференция «Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса» состоялась в НГУЭУ
  • Личный кабинет студента
  • Абитуриенту
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководителя
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Политика конфиденциальности
  • Обращения граждан и организаций
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Охрана труда