07.10.2019
Гость номера, Наша академия
Татьяна Гениберг: «Преподаватели не меньше студентов нуждаются в интерактивном обучении»
В январе прошлого года в НГУЭУ начал работать Клуб преподавательских инициатив. Этот проект был создан для освоения активными преподавателями НГУЭУ новых методов работы. О том, какие задачи уже удалось реализовать в рамках работы проекта и какие изменения ждут его после стратегической сессии с бизнес-тренером, рассказала руководитель клуба Татьяна Гениберг.
— Татьяна Владимировна, как родилась идея создания такого клуба?
— Клуб преподавательских инициатив НГУЭУ родился с легкой руки нашего первого проректора Павла Анатольевича Новгородова — именно он воодушевил меня на это. Прежде чем запустить проект мы с ним много встречались, разговаривали, обдумывали работу клуба.
— Как вы определи цель проекта?
— Цель Клуба преподавательских инициатив — научить преподавателей обучать по инновационным методам. Мы поняли, что преподаватель должен учить не только студентов, но и заниматься бесконечным образованием самого себя. Причем в инновационной форме. Нам нужно осваивать как можно больше компетенций для того, чтобы сделать наши занятия со студентами интересными и полезными. Преподаватели должны расширять свой кругозор. Клуб — как раз для этого.
— Какие мероприятия удалось провести в рамках работы Клуба преподавательских инициатив?
— Работа клуба успешно стартовала в первом полугодии 2019 года. Мы встречались с преподавателями два раза в месяц. У нас были очень интересные заседания. Были приглашены представители бизнеса. Такие условия созданы для того, чтобы наши преподаватели углубились в совместную работу с предпринимателями, планировали совместные проекты, совместно развивались.
Первое заседание клуба прошло с участием директора филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития Ларисы Кучендаевой и владельцев многопрофильной клиники «Смитра» Петра и Светланы Смиренко. На встрече и презентации клуба побывали не только преподаватели, но и студенты НГУЭУ.
Второе заседание на тему «Успешный выпускник: не миф, а реальность» прошло 21 февраля. Перед аудиторией выступили генеральный директор группы компаний «Отелит Development» Евгений Бурденюк и директор бизнес-портала «Деловой квартал» Анна Мартынова. В рамках работы клуба преподаватели прошли обучение «Модератор деловых игр». Теперь они применяют эти навыки на практике — проводят деловые игры на семинарах. Преподаватели обучились фасилитации и искусству коучинга.
— Как вы можете оценить включенность участников в процесс работы клуба?
— Как выяснилось, наши преподаватели очень активные. Они не только участвуют во встречах клуба, но и помогают мне, подсказывают, направляют. Описывают свое видение нашего совместного развития. Я им за это очень благодарна. Отдельно я хотела бы выделить кафедру маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Мы очень плотно сотрудничаем, помогаем друг другу, и я уверена, такая работа принесет большие плоды.
— Недавно состоялась стратегическая сессия, в рамках которой вы искали пути развития Клуба преподавательских инициатив. Как всё прошло?
— Я пригласила к нам в университет главного тренера по подготовке успешных бизнес-команд Юлию Евсееву для того, чтобы она помогла нам определить будущее нашего клуба. Выработка инициатив проходила по методу фасилитации. Фасилитационные инструменты позволяют поднимать и обсуждать неудобные темы, деликатно вскрывать конфликты и находить решения, помогают людям слушать, слышать и понимать друг друга.
— Много преподавателей пришло на встречу?
— Да, в разработке стратегии участвовал проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Николаевич Ромашин, руководитель проектного офиса «Предпринимательский университет» Денис Александрович Обуховский, начальник управления дополнительного образования Эдуард Сергеевич Коложвари. Также присутствовали представители следующих кафедр: рекламы, маркетинга и связей с общественностью; инноваций и предпринимательства; статистики; общественных финансов; корпоративного управления и финансов.
— Удалось ли сформировать направление развития?
— У нас появился новый взгляд на клуб. Теперь он будет восприниматься как инструмент реализации запросов преподавателей. То есть заказчиками встреч клуба будут они. Выяснилось, что у преподавателей есть запрос на инновационные инструменты обучения, на различные техники: игровые, фасилитационные. Преподаватели не меньше чем студенты нуждаются в интерактивном обучении. Мы открыли сбор предложений от преподавателей. Они сейчас активно набрасывают темы и идеи, в которых нуждаются, которые считают необходимыми для себя. Мероприятия клуба будут организованы именно на основании предложений его участников.
— Появились ли какие-то принципиально новые форматы работы?
— Да. Это касается работы с предпринимателями. Если раньше только «бизнес приходил в нархоз», то теперь «нархоз идет в бизнес». В рамках работы клуба будут организованы экскурсии для преподавателей в различные компании. Там мы будем углубляться в особенности бизнес-процессов, производственных технологий, изучать все подводные камни по организационной части. Мы будем узнавать, как выстроен бизнес внутри компании. Мы решили, что нам пора выходить за рамки вуза. Пришло время полноценно рассматривать и оценивать бизнес в действительности и в практике. Такое взаимодействие даст не только новые знания преподавателям, но и новые партнерские отношения НГУЭУ — с представителями бизнеса. Новые профессиональные контакты и контракты. На стратегической сессии мы решили, что нам нужны встречи со звездными тренерами. Речь о людях, которые бы нас обучали инновационным техникам. Это те тренеры, которые сами добились большого успеха в своей практике.
Владимир Ромашин, проректор по учебной работе НГУЭУ:
— В этом году нас ждет много интересного. Можно сказать, что наступит возрождение проекта «Инновационные образовательные технологии». Только теперь наш проект называется немного иначе — «Инновационная образовательная среда». Педагогика не стоит на месте, она развивается. Ежедневно в мире появляются новые методики и технологии. НГУЭУ как современный вуз должен принимать современные наработки в своем образовательном процессе. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы соответствовать определению «современный вуз». А с другой стороны, мы обязаны создавать качественный образовательный продукт, который дойдет до наших студентов. В этом году мы решили посмотреть на инновационные технологии под другим углом. Так получалось, что последние годы инициативы исходили в основном от руководства. Такой подход часто рождает некие непонимания преподавательского состава. Плюс есть еще один проблемный момент. Многие преподаватели действительно занимаются изучением инноваций, проводят занятия в совершенно новом и нестандартном формате, а руководство об этом не знает. Где-то преподаватели стесняются об этом сказать, где-то боятся. Нам хотелось бы создать такую среду, которая поможет раскрыться таланту педагога, стать ярче, стать звездой, стать тем человеком, за которым пошли бы студенты. Наша главная цель — создать современные комфортные условия как для преподавателей, так и для студентов. Это площадка для реализации потенциала. Здесь нет места для страха и неуверенности. Когда инициатива исходит из одного источника — этого недостаточно. А когда она идет из множества источников — это уже другое, это эффективно и интересно. Мы должны выходить за пределы традиционных лекций.
Наталья Шулепова
Гость номера, Наша академия