25.09.2019
Главная тема
На пути к технологическому прорыву
Одним из важных достижений НГУЭУ за последнее время стало успешное выступление команды университета на федеральном образовательном интенсиве «Остров 10-22», который проходил этим летом в Москве в Сколковском институте науки и технологий. Однако на этом проектная деятельность для рабочей группы НГУЭУ не заканчивается. Участники подвели главные итоги интенсива и рассказали о реализации в вузе своих проектов, которые вызвали интерес у экспертов «Острова».
Цель «Острова 10-22» — создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития.
«Остров 10-22» организован Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив, фондом «Сколково», РВК, Университетом «20.35», организацией «Цифровая экономика» (АНО) и Платформой НТИ. Первый образовательный интенсив прошел летом 2018 года на острове Русский во Владивостоке, где определили принципиально новые подходы и практики интенсивного обучения с применением технологий искусственного интеллекта, сбором цифрового следа, формированием индивидуальных образовательных траекторий.
Основной задачей второго интенсива на базе Сколтеха стало развитие управленческих команд региональных вузов, которые смогут реализовать системные изменения, обеспечивающие технологический прорыв. В этом году в интенсиве приняли участие 1,5 тысячи человек, которые представляли 100 команд университетов и научно-образовательных центров из 72 регионов страны. Сборная НГУЭУ показала высокие результаты, став самой активной командой среди вузов Сибири и Дальнего Востока. Университет занял восьмое место из 121, оставив далеко позади два других новосибирских вуза-участника (у них 56-е и 99-е места).
Напомним, что в команду, которая представляла НГУЭУ на интенсиве, вошли сотрудники и преподаватели вуза: руководитель проектного офиса «Предпринимательский университет» Денис Обуховский, бизнес-аналитик Александр Гинтофт, доцент кафедры корпоративного управления и финансов Светлана Петухова, доцент кафедры инноваций и предпринимательства Марина Панявина, старший преподаватель кафедры инноваций и предпринимательства Наталья Рязанова, доцент кафедры инноваций и предпринимательства Юлия Коложвари, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов Нина Протас, заведующий кафедрой информационных технологий Андрей Пестунов, старший преподаватель кафедры информационных технологий Артем Перов, директор учебного центра «Европейское ИКТ-образование» при НГУЭУ Зинаида Родионова, заведующий кафедрой прикладной информатики Сергей Терещенко. Руководил группой первый проректор НГУЭУ Павел Новгородов.
Уже в первые дни интенсива команда НГУЭУ проявила лидерские качества на одной из площадок. Кроме того, по большинству показателей нархоз стабильно входил в десятку лучших команд. Например, чемпионом по активному участию в мероприятиях «Острова» стала преподаватель кафедры инноваций и предпринимательства Наталья Рязанова — она получила восемь зеленых карточек (игровая «валюта» на «Острове»).
— Посещая лаборатории, мастер-классы, визионерские лекции, особенно приятно было понять: то, что мы с коллегами обсуждаем в стенах нашего университета, к чему стремимся, волнует многих, — рассказала Наталья Рязанова. — Мы познакомились с огромным количеством интересных кейсов, ведь на «Острове» была создана атмосфера, позволяющая участникам с радостью делиться своим опытом, и это бесценно.
Доцент кафедры инноваций и предпринимательства Юлия Коложвари в свою очередь отметила, что интенсив дал понимание того, как формируется и развивается экосистема предпринимательского образования. Доцент кафедры корпоративного управления и финансов Светлана Петухова считает, что «Остров» — это полезная практика взаимодействия ведущих вузов страны по вопросам эффективной подготовки кадров будущего, трансформации образовательных организаций.
Проект FinBot
Одним из представленных НГУЭУ проектов на «Острове 10-22» стал FinBot, идея которого возникла у представителей команды на самом интенсиве. Презентацию проекта подготовили заведующий кафедрой информационных технологий Андрей Пестунов, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов Нина Протас, заведующий кафедрой прикладной информатики Сергей Терещенко и старший преподаватель кафедры информационных технологий Артем Перов.
Проблема повышения финансовой грамотности населения остро стоит перед странами разного уровня экономического развития уже более 10 лет. Россия, не являясь исключением в этом смысле, тоже озабочена данной проблемой. Так, в конце 2017 года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности нашей страны до 2023 года. Проект FinBot — это часть более масштабного проекта, глобальная цель которого состоит в том, чтобы создать платформу, объединяющую заинтересованных в повышении финансовой грамотности участников, таких как Министерство финансов, Банк России, образовательные учреждения, потребители финансовой грамотности.
— Результатом работы над проектом FinBot должна стать интеллектуальная диалоговая консультационная система, созданная с применением технологий машинного обучения, в форме чат-бота с различными пользовательскими интерфейсами, такими как Telegram, Web-приложение и мобильное приложение, — прокомментировал Андрей Пестунов. — Пользователи этой системы смогут задавать вопросы, связанные с финансами, и получать на них быстрые ответы. Целевой аудиторией FinBota должны стать различные категории людей, в том числе работающее и платежеспособное население, пенсионеры, корпоративный сектор.
Как отмечают авторы проекта, эта идея возникла неспроста. НГУЭУ совместно с Министерством финансов РФ является соучредителем Новосибирского дома финансового просвещения, в то же время НГУЭУ — ведущий экономический вуз Новосибирска и имеет достаточный уровень экспертности. Кроме того, на кафедре информационных технологий в качестве пробного проекта по инициативе заведующего Андрея Пестунова студент группы ИС701 Владислав Родионов разрабатывает консультационного чат-бота для ответов на вопросы, связанные с учебным процессом студентов и преподавателей. А под руководством Сергея Терещенко в НГУЭУ создан Центр машинного обучения и организован студенческий кружок по искусственному интеллекту. Добавим также, что тема научных исследований еще одного участника проекта Артема Перова также связана с технологиями машинного обучения.
Для обучения диалоговой системы в настоящее время на кафедре финансового рынка и финансовых институтов ведется разработка дата-сетов на примере навыка виртуального голосового помощника «Алисы». Студенты под руководством преподавателей кафедры Нины Протас, Тамары Поповой, Галины Назаровой, Юлии Няшиной составляют рейтинг наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с финансовыми услугами, а также формированием квалифицированных ответов с учетом уровня подготовки обучаемого. На основе компетентных знаний преподавателей вуза кафедра разрабатывает многоплановый подход к финансовому просвещению по всему комплексу вопросов, связанных с различными аспектами функционирования всех финансовых рынков.
Партнерами и потенциальными инвесторами работ по проекту являются правительство Новосибирской области, Министерство финансов РФ, Банк России в лице директора службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаила Мамуты, с которым НГУЭУ подписал соглашение о сотрудничестве в этом направлении, Сибирский филиал «Московской биржи». В ближайшее время будет заключен договор с Сибирским филиалом Банка России.
Интеллектуальная система образовательного фандрайзинга и «Войти в IT»
Проект по разработке интеллектуальной системы образовательного фандрайзинга официально презентовала на «Острове 10-22» в последний день интенсива директор учебного центра «Европейское ИКТ-образование» при НГУЭУ Зинаида Родионова. Над этим проектом также работают бизнес-аналитик Александр Гинтофт и Сергей Терещенко.
Такая система, как рассказала Зинаида Родионова, призвана помочь вузу в дальнейшей работе с выпускниками. При разработке системы используются такие технологии рынков НТИ, как большие данные и машинное обучение. Основная задача системы заключается в том, чтобы создавать рекомендации для вуза по поводу того, к кому из выпускников можно обратиться за тем или иным ресурсом (оборудование, техника, мебель, финансовые средства и многое другое). Проект получил положительную оценку на интенсиве, и сейчас команда ищет финансирование на его реализацию путем подачи заявок на гранты и конкурсы.
Второй проект стартует в НГУЭУ с ноября этого года — запускается программа дополнительной подготовки под кодовым названием «Войти в IT», которая направлена на то, чтобы студенты НГУЭУ, которые обучаются не на IT-направлениях и специальностях, смогли получить серьезные ИТ-компетенции, соответствующие современным требованиям рынка труда. Выпускники программы смогут решать свои экономические и управленческие задачи в полном соответствии с требованиями цифровой экономики. Презентация программы пройдет в конце октября, куда приглашаются все студенты. Вместе с Зинаидой Родионовой над проектом «Войти в IT» работают Наталья Рязанова и Марина Панявина.
— Образовательный интенсив закончился, но, встречаясь с членами нашей команды, мы частенько шутим о том, что мы уехали с «Острова», но он остался в каждом из нас, — говорит Зинаида Родионова. — И это действительно так! Появилось системное видение проблем цифровизации образования и подготовки кадров в эпоху цифровой экономики. Повысилась личная эффективность работы, «выживание» на «Острове» потребовало от каждого из нас полной мобилизации сил и внутренних ресурсов. В заключение хотелось бы сказать, что объективно результаты «Острова» можно будет оценивать спустя хотя бы год работы. Они будут выражены в новых проектах, выигранных грантах, стажировках, методиках обучения. Надеюсь, что наш вуз и в следующем году примет участие в этом несомненно значимом для российского образования мероприятии.
«Профориентатор 20.35»
Проект «Профориентатор 20.35», который презентовал экспертам «Острова» Александр Гинтофт, направлен на то, чтобы предоставить потенциальному абитуриенту вуза персональные рекомендации о его траектории обучения в университете, определить, какое конкретное направление или профиль подготовки ему подойдет. Анализ проводится в том числе на основании того «цифрового следа», который абитуриент оставляет о себе в социальных сетях.
— Например, одиннадцатиклассник подписывается на разные тематические сообщества в соцсети «ВКонтакте», часть из которых являются условно академическими, учебными и т. д., — поясняет Александр Гинтофт. — Их мы называем маркерными сообществами. По каждому абитуриенту можно будет посчитать долю таких сообществ относительно всех публичных страниц, на которые абитуриент подписан. И этот коэффициент, по нашей гипотезе, может отражать уровень востребованности для этого человека высшего образования и потенциальный уровень вовлеченности в образовательный процесс.
Задача проекта, по словам его автора, состоит в том, чтобы найти в соцсетях практически всех абитуриентов, которые в ближайшие 1–2 года будут поступать в вузы или учреждения среднего профессионального образования, рассчитать для каждого индекс вовлеченности в будущий образовательный процесс и проинформировать абитуриентов с максимальным индексом о возможностях НГУЭУ — как он позволит реализовать амбиции каждого из них. Дальше по маркерным образовательным сообществам можно будет определить направленность интересов этих абитуриентов.
— В нашем вузе больше 25 направлений высшего образования, разделенных в рамках проекта «Профориентатор 20.35» на шесть кластеров, — добавил Александр Гинтофт. — Мы можем определить, какой кластер интересен абитуриенту в большей степени на основании тех же цифровых данных в соцсети. Дальше мы можем пригласить ребят на мероприятия НГУЭУ (например, день открытых дверей) и провести комплексную диагностику по различным методикам, в том числе авторским, разработанным вузом. За счет того, что мы пишем адресные сообщения, система позволяет найти персональный подход к каждому абитуриенту.
Проект был успешно апробирован в НГУЭУ в феврале и апреле этого года для привлечения абитуриентов на день открытых дверей магистратуры, а также бакалавриата и специалитета. Вторая часть проекта «Профориентатор 20.35» направлена на проведение профориентационного тестирования привлеченных абитуриентов, результаты которого будут интерпретированы с помощью системы искусственного интеллекта. Она, как отмечает Александр Гинтофт, позволит взглянуть на полученные данные по-другому: компьютер способен найти в результатах диагностики другие, новые закономерности, на что университет и делает ставку. Именно в этом направлении руководство федерального интенсива «Остров 10-22» готово поддержать проект НГУЭУ, предоставив эксклюзивный доступ к разработкам «Университета НТИ 20.35».
Концепция «нормативных песочниц»
Первый проректор НГУЭУ, руководитель рабочей группы вуза на «Острове 10-22» Павел Новгородов участвовал в десятидневном интенсиве для руководства вузов, итогом которого стала встреча с министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым. На этой встрече Павел Новгородов представил концепцию «нормативных песочниц» (кластеров вузов, в отношении которых вводятся особые режимы регулирования).
— Все понимают, что вузы в России очень разные, а регулятивные нормы, которые применяются в их отношении, часто одинаковые, — прокомментировал Павел Новгородов. — Идея, озвученная мной на встрече с министром, заключается в том, чтобы разделить вузы на кластеры по каким-то объединяющим их критериям и рассмотреть, является ли избыточной для такого кластера та или иная действующая норма. Если ответ положительный, то норма может быть изменена или отменена для отдельных вузов. Таким образом, вузы получают право экспериментировать. А дальше уже нужно наблюдать, приводит ли это к изменениям и каким-то положительным результатам или нет.
Проректор добавил, что одна из больных тем для вузов — кадровые требования. Например, согласно им, заведующие кафедрами должны обязательно иметь и ученую степень, и ученое звание. Позиция НГУЭУ состоит в том, что, например, для классических вузов, которые делают упор на науку, это может быть оправданно. Однако для практико-ориентированных вузов, в том числе НГУЭУ, совершенно нормально, если такую должность займет представитель бизнес-сообщества, государственных структур, который много лет занимался управленческой деятельностью и достиг в этом успехов. Такие люди часто имеют степень, но очевидно, что не имеют ученого звания.
Идея «нормативных песочниц» в целом была поддержана на интенсиве, доработкой данной концепции НГУЭУ занимается совместно с Астраханским государственным университетом, который заинтересовался идеей новосибирского вуза на «Острове». По словам Павла Новгородова, до конца сентября будет подготовлен план проекта, который после согласования с коллегами из Астрахани отправят на рассмотрение министру.
Объединение вузов и дискуссионный клуб НГУЭУ «Остров»
В ходе интенсива НГУЭУ подписал несколько соглашений о партнерстве с вузами, а также с компаниями, разрабатывающими высокотехнологичные продукты в области образования. Кроме того, на закрытии «Острова» 100 вузов, включая НГУЭУ, подписали с Университетом 20.35, Агентством стратегических инициатив (АСИ) и IT-компаниями, российскими лидерами в сфере искусственного интеллекта Mail.ru Group, Крибрум, Skyeng, Bigdata team, GIL меморандум о создании Ассоциации цифровой трансформации организаций научно-образовательной сферы.
Проект призван объединить усилия университетов, частных и государственных организаций по созданию условий, которые обеспечат мировое лидерство России в области технологий искусственного интеллекта. Также проект подразумевает создание и широкое применение этих технологий в образовании для повышения доступности и конкурентоспособности обучения.
Так, уже в следующем году НГУЭУ сможет предложить своим студентам ряд рекомендаций, построенных на основе искусственного интеллекта, например, персональные образовательные траектории, формируемые с использованием цифровых ресурсов Университета НТИ 20.35, а также вовлечь студентов в проектную деятельность по созданию новых технологических продуктов.
— Участники форума вернулись с единым пониманием того, что должен делать вуз в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ), — добавил Павел Новгородов. — Поэтому появилась идея создать дискуссионную площадку НГУЭУ «Остров», где мы будем рассматривать, насколько стратегия, приоритетные проекты и программы вуза отвечают задачам НТИ, а также реализовывать проекты, которые участники защитили в Сколково. Клуб является открытой площадкой, поэтому любой преподаватель или сотрудник университета может к нему примкнуть. Кроме того, НГУЭУ выступил с инициативой и предложением к НГУ и НГТУ, которые также участвовали в образовательном интенсиве, сделать клуб межвузовским.
Собрания в клубе «Остров» будут проходить раз в месяц. Первое состоялось в августе, где члены группы, побывавшей на форуме, обсуждали приоритетные проекты развития вуза, анонсированные ректором на встрече с коллективом несколькими днями позже. На следующей встрече, которая пройдет в конце сентября, планируют подробно рассмотреть тему качества образования — как его оценивать, измерять, а также конкретные подходы к оценке качества реализуемых в НГУЭУ кампусных курсов.
Анастасия Смирнова
Главная тема