31.01.2018
Наша академия, Главная тема
Предпринимательский университет: проектный подход
В марте 2017 года Ученый совет принял стратегию развития университета, где основной целью заявлено формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета», а в конце августа на встрече с коллективом ректор объявил, что проект «Предпринимательский университет» станет одним из приоритетных в этом учебном году. Куратор проектного офиса проректор по стратегическому развитию и внешним связям Павел Новгородов в материале для «Нашей Академии» рассказал, в чем суть этого нововведения и как оно скажется на будущем вуза.
В чем суть концепции?
Основы концепции «предпринимательского университета» заложены Бёртоном Кларком, затем ее развивали многие зарубежные и российские авторы. Основными критериями, по которым университет относят к предпринимательскому, являются ориентация на новые источники финансирования, инициирование новых видов деятельности, создание новых бизнес-организаций, демонстрация предпринимательского поведения. Классическими примерами предпринимательских университетов являются Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет и ряд европейских вузов.
В нашем понимании предпринимательский университет имеет следующие характеристики:
• несет ценности предпринимательства, предпринимательского образа мышления и типа деятельности;
• дает знания и развивает навыки, способствующие развитию предпринимательского мышления;
• формирует экосистему предпринимательства внутри и вокруг вуза, включая кадры, форматы, инфраструктуру, потоки событий и т. д., служит своеобразным «центром притяжения» предпринимательской тематики;
• обеспечивает связь бизнеса с образованием и наукой, способствуя развитию инновационного типа предпринимательства, обеспечивая трансфер знаний, результатов научно-исследовательской деятельности во внешнюю среду;
• проводит соответствующие внутренние изменения с позиции управленческой, кадровой политики, учитывает предпринимательский аспект в образовательной, научной, инновационной, воспитательной и иных видах деятельности.
В понимании многих предпринимательский университет должен готовить предпринимателей. Это одно из распространенных заблуждений, так же, как и то, что предпринимательское мышление может пригодиться только в бизнесе.
Широкий подход к определению предпринимательства звучит так: это «деятельность, направленная на поиск возможностей за пределами имеющихся ресурсов» (определение профессора Гарвардского университета Говарда Стивенсона). Исходя из этого, предпринимательское мышление необходимо не только для предпринимателей, бизнесменов, но и для наемных работников, госслужащих, общественных деятелей и многих других.
Студенты получают консультацию по своему бизнес-проекту
Почему НГУЭУ подходит этот путь?
Понятие «предпринимательство» заложено в основу модели вуза по нескольким причинам. Во-первых, исторически нархоз воспринимался и продолжает восприниматься как «экономический вуз», а предпринимательство близко к экономике. С точки зрения привычного внешнего позиционирования понятнее, когда «предпринимательским университетом» объявляется экономический, а не, скажем, технический вуз (хотя по факту как раз многие технические вузы, например, ИТМО — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, — «примеряют» на себя эту модель).
Во-вторых, НГУЭУ — де-факто «рыночный» вуз, существенно не зависящий от государственного финансирования. Доля бюджетного финансирования каждый год сокращается и в 2018 году составит лишь 18,8% в доходах вуза (против 24% в 2017 году). В этих условиях НГУЭУ продолжает работать и развиваться, находясь в постоянном поиске альтернативных источников финансирования.
В-третьих, многие исследователи указывают на принципиально иной рынок труда, который сформируется уже в ближайшем будущем под воздействием технологической революции и иных факторов внешней среды. Многие профессии исчезнут, появятся новые, будет востребован качественно иной вид деятельности. Специалисты описывают ближайшие десятилетия, используя аббревиатуру VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В мире VUCA конкретные знания будут стремительно терять актуальность, устаревать, в связи с чем человек должен быть готов обучаться до старости и в течение жизни сменить несколько сфер деятельности и профессий.
Поскольку задача университета — не просто дать знания, обучить, сформировать компетенции, а подготовить востребованных и конкурентоспособных в долгосрочной перспективе специалистов, вуз должен определить, как он будет отвечать на современные вызовы. Здесь важную роль начинают играть так называемые метакомпетенции: гибкость, креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки и так далее. Эти метакомпетенции во многом и составляют основу предпринимательского мышления. Ими должен обладать специалист независимо от традиционной «нарезки» направлений и специальностей: будь то экономист, менеджер, айтишник или юрист. В этом смысле их также можно назвать «надпрофессиональными компетенциями».
Студенты работают над своим проектом в бизнес-инкубаторе НГУЭУ
В-четвертых, как нам представляется, развитие предпринимательства — это один из залогов экономического роста региона и России в целом. Сегодня приходится слышать широкий спектр мнений относительно будущего страны: от перехода к автократии с дальнейшим усилением роли государства в экономике до новой волны приватизации, стимулирования частной инициативы и либерализации многих сфер экономической и общественной деятельности. Мы полагаем, что вероятность исходов, в которых предпринимательский тип мышления и деятельности будет востребованным, является высокой. Если так, то наши выпускники смогут найти себя на региональном или национальном рынке труда, принять участие в его формировании в качестве работодателей и будут трудиться на благо экономики Новосибирска, Сибири, страны.
Комплекс названных выше причин позволяет говорить о «предпринимательском университете» как о наиболее подходящей модели развития для НГУЭУ.
Цели проектного офиса
Задача внедрения модели «предпринимательского университета» оформлена как проект; создан проектный офис, который возглавила доцент Людмила Валерьевна Коява, а методологическим руководителем выступает профессор Сергей Алевтинович Смирнов. Сформирована дорожная карта работы проектного офиса, утвержденная приказом ректора 8 декабря 2017 года.
С позиции университета проект имеет три цели: повышение качества образования, внешнее позиционирование и развитие внутренней среды.
Основным критерием качества образования в данном случае выступает востребованность рынком труда выпускников вуза в долгосрочном периоде с учетом ожидаемых изменений. Для повышения качества образования необходимо не только пересматривать содержание учебных планов и конкретных дисциплин, обеспечивать их гибкость и периодическое обновление, но и обсуждать внедрение новых прогрессивных методов и форм передачи и оценки знаний. Поэтому первой задачей проектного офиса стала подготовка внутреннего стандарта по предпринимательству, который планируется обсудить на заседании Ученого совета в конце марта текущего года и в конце апреля утвердить в окончательной редакции.
Стандарт — это документ, который, во-первых, дает возможность «договориться о терминах», во-вторых, обеспечивает комплексное видение того, каким образом формируются предпринимательские компетенции от школы и до «взрослой» жизни (охватывая в том числе уровни СПО, бакалавриата, магистратуры, а также дополнительное образование), в-третьих, увязывает воедино образовательную деятельность и иные направления деятельности вуза — научное, воспитательное, профориентационное и т. д. Стандарт определяет перечень дисциплин, которые станут «сквозными» для всех (или части) направлений и специальностей — например, такие, как анализ рыночных возможностей, критическое мышление или проектный менеджмент; описывает применяемые образовательные форматы и технологии. В качестве приложения к стандарту планируется разработать модельный профиль «Предпринимательство» в рамках направлений «Экономика» и «Менеджмент». «Модельным» он называется потому, что является целью, к которой необходимо прийти за некоторое время (3 года). Поскольку многие дисциплины в настоящее время фактически не преподаются, необходимо время на их разработку, поиск кадров, поэтому движение к «модельному профилю» будет поэтапным.
Планируется вводить конкурентные дисциплины по выбору, как это реализуется во многих вузах, например, в НГУ. Представляется интересным опыт Высшей школы экономики в организации такой системы: для курсов по выбору («майноров») определен отдельный день в неделе. Студенты сами выбирают, какие предметы они посещают в этот день. При этом есть возможность выбирать как отдельные предметы, так и группы предметов (модули). Такая система имеет множество преимуществ и ее необходимо обсуждать независимо от реализации модели «предпринимательского университета».
Часть дисциплин представляется целесообразным передать на аутсорсинг в виде онлайн-курсов других вузов — как зарубежных, так и российских, для чего будет необходимо разработать соответствующие локальные нормативные акты. В настоящее время проводится аудит таких курсов на открытых ресурсах типа Coursera, EdX, Uniweb, «Универсариум».
Стандарт также описывает требования и условия, в которых возможна его реализация. Прежде всего, это кадровые ресурсы (как НПР, так и административные сотрудники), инфраструктура (включая бизнес-инкубатор), учебно-методическое обеспечение. Внедрение стандарта потребует также перестройки управления образовательной деятельностью: так, управление «принципиальными» с точки зрения стандарта «сквозными» дисциплинами планируется сосредоточить в рамках проектного офиса.
Комплекс этих мер позволит повысить качество образования и тем самым востребованность наших выпускников на рынке труда.
Вторая цель — внешнее позиционирование.
Несмотря на то, что НГУЭУ воспринимается как «экономический вуз», экономистов в университете около 55% от всего контингента обучающихся. В вузе реализуются «Юриспруденция», «Экология и природопользование», «Инноватика», IT- и другие «неэкономические» направления. Есть ли у всех направлений, специальностей, образовательных программ вуза нечто объединяющее? Или наш университет — это просто оболочка, внутри которой направления, программы, факультеты и кафедры живут своей обособленной жизнью?
По нашему убеждению, объединяющее звено должно быть, им и выступает модель предпринимательского университета. Предпринимательство и в узком, и в широком смысле — трендовая тема, о развитии предпринимательства и поддержке предпринимательских инициатив говорят первые лица государства, и сегодня это привлекательная «упаковка» для внешней среды. В условиях, когда НГУЭУ не является участником значимых проектов федерального уровня (будь то программа опорных университетов или проект 5-100), формирование цельного имиджа вуза, основанного на какой-либо содержательной позиции, может сыграть в будущем значимую роль в его продвижении.
Проблема внешнего позиционирования актуализирует вопросы формирования «единого окна» для централизации важных коммуникаций с внешней средой (сейчас «трансфер знаний» идет через несколько не связанных между собой каналов), определения круга принципиальных партнеров и проектов, которые будут выполняться совместно с этими партнерами, запуска ряда мероприятий для различных целевых групп, имеющих в том числе PR-составляющую для вуза.
Третьей целью проекта является развитие внутренней среды. Должны быть сформулированы принципы кадровой политики с позиции «предпринимательского университета», включая отбор, оценку, мотивацию, развитие персонала, вопросы оплаты труда, эффективного контракта, повышения квалификации, инфраструктурной и сервисной поддержки НПР при осуществлении ими образовательной и научной деятельности.
Важным вопросом является формирование финансово-экономической модели предпринимательского университета. Очевидно, что некоторые позиции в ходе внедрения и реализации модели будут ресурсоемкими, и в этом случае необходимо определить источники финансирования. С учетом ограниченного потенциала увеличения стоимости обучения и бюджетного финансирования основной упор может быть сделан на дополнительное образование для студентов, рекомендованное в рамках обучения на том или ином направлении, а также на пересмотр структуры себестоимости осуществления образовательной деятельности.
И, наконец, внедрение модели предпринимательского университета потребует перестройки системы управления вузом, принятия решений, реинжиниринга бизнес-процессов. Реализация данной задачи уже происходит в рамках соответствующего приоритетного проекта.
Внедрение модели «предпринимательского университета» — комплексный и долгосрочный проект, требующий соответствующих ресурсов. В ближайших планах проектного офиса — доработка и обсуждение внутреннего стандарта по предпринимательству, формирование модельных учебных планов в соответствии с ФГОС и другими требованиями, разработка и внедрение постоянного формата встреч, круглых столов по предпринимательской тематике на базе вуза, «перезагрузка» работы бизнес-инкубатора и внеучебной траектории «Предпринимательство», проведение серии встреч со школами и учреждениями СПО для обсуждения развития предпринимательских компетенций у обучающихся, а также проработка концепции очередного форума молодежного предпринимательства, который планируется провести осенью этого года. Результаты работы офиса будут публиковаться на сайте вуза в разделе «Университет» — «Цифры и факты» — «Предпринимательский университет».
Мы приглашаем всех заинтересованных научно-педагогических работников и сотрудников вуза, а также внешних партнеров к взаимодействию в рамках проектного офиса и оказанию поддержки его работы.
Как можно поучаствовать в работе проектного офиса?
На данном этапе проектному офису «Предпринимательский университет» требуется поддержка по следующим направлениям:
1. Предложения во внутренний стандарт по предпринимательству
2. Анализ лучших российских и зарубежных практик реализации модели предпринимательского университета
3. Анализ лучших практик обучения предпринимательским навыкам и реализации проектов, направленных на развитие предпринимательского мышления
4. Анализ имеющихся образовательных ресурсов
5. Разработка и внедрение новых образовательных и воспитательных форматов и технологий
6. Разработка модельных учебных планов основного образования (СПО, ВО), программ дополнительного образования
7. Разработка новых дисциплин, утвержденных стандартом
8. Контакты с внешней средой (школы, вузы, фонды, органы власти, бизнес-сообщества, предприниматели), реализация совместных проектов
9. Экспертная поддержка мероприятий предпринимательской тематики, организация круглых столов и иных форматов мероприятий
По вопросам работы над проектом обращайтесь к его куратору Павлу Анатольевичу Новгородову (p.a.novgorodov@nsuem.ru), руководителю Людмиле Валерьевне Коява (l.v.koyava@edu.nsuem.ru) или методологу Сергею Алевтиновичу Смирнову (s.a.smirnov@nsuem.ru).
Наша академия, Главная тема